Завершился второй день международного форума «Музейный гид»

254

Продолжается международный форум «Музейный гид», который ежегодно проводит Благотворительный фонд Владимира Потанина для обсуждения наиболее актуальных вопросов развития музейного дела. Второй день форума был посвящен глобальным вызовам 2020 года и адаптации к ним сферы культуры, процессам цифровизации, охватившим различные направления деятельности музеев, а также изменившейся роли музея в онлайн-пространстве и современном медийном контексте.

Открыл второй день «Музейного гида» разговор на тему «Как создать музейный цифровой продукт, который ответит на запрос посетителя будущего». О том, как музеи экспериментируют с форматами и технологиями, рассказали: Амир Ахтамзян, старший научный сотрудник мультимедийных технологий Государственного Дарвиновского музея, Маргарита Головчанская, куратор проекта Artefact, Дарья Женихова, CEO «Культура потребления», Дмитрий Ликин, сооснователь и совладелец архитектурного бюро Wowhaus, член попечительского совета Института «Стрелка», куратор будущей экспозиции «Политехнического музея», Татьяна Мрдуляш, заместитель генерального директора по развитию Третьяковской галереи, Валерий Печейкин, журналист сценарист и драматург, Мария Семендяева, сценарист компании Lorem Ipsum, экс-главред платформы «Большой музей», Себ Чен, главный специалист по опыту взаимодействия Австралийского центра движущегося изображения, Мельбурн. Модератором дискуссии выступила руководитель стратегических проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина, комиссар Уральской индустриальной биеннале Алиса Прудникова.

«Эпоха диджитал уже настала, – прокомментировал Амир Ахтамзян, – Инструменты, которые позволяют показывать виртуальные коллекции, вписываются в историю развития информационных технологий в музее. Зарождалась эта эпоха еще в 90-ые, а сейчас, с появлением больших вычислительных мощностей и увеличением скорости интернета, она заняла твердые позиции и сделала музейный контент более доступным для людей».

О том, как музеям научиться понимать свою аудиторию и говорить с ней на одном языке, рассказал сценарист и драматург Валерий Печейкин: «Когда я создаю цифровой контент, я конкурирую со всем визуальным искусством, которое было создано до нас, поэтому важно быть понятным. Если произведение искусства существует только на уровне самого себя и не может быть пересказано, оно погибнет. Помнится, что литературу в школе преподавали так, что надо было до нее «подняться», формат подачи был абсолютно не близок ребенку. Говорят, что в случаях, когда нужно просто рассказать о сложном, стоит попытаться спуститься на один синтаксический уровень. Уметь «спускаться» до уровня неподготовленного зрителя сегодня нужно любой большой культуре»

В рамках второй дискуссии под общей темой «Креативные индустрии и музеи: как выжить в кризис?» эксперты обсудили сотрудничество креативного сектора и музеев в адаптации к изменившимся реалиям. Своей позицией по этим и другим вопросам поделились: Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга, Михаил Гнедовский, ведущий аналитик ГАУК «Мосгортур» Михаил Угольников, генеральный директор ООО «Музей Плюс», Наталья Никитина, генеральный директор НП «Город-музей», Коломна, Наталия Каровская, директор ГМЗ «Ростовский Кремль», Райвис Симансонс, соучредитель Creative Museum, Латвия. Модератором выступил Артем Силкин, директор ГМЗ «Остров-град «Свияжск».

«Музей – это катализатор новой экономики, источник творческих идей и решений. Творческие индустрии генерируют инновации, без которых современная экономика не живет. Инновации, в свою очередь, не создаются в вакууме, а реализуются на основе с традиций, которые задаются музеем. В этом смысле взаимосвязь музея и креативных индустрий очевидна, – прокомментировал Михаил Гнедовский. – Музеи сегодня переживают удивительное время: поставлена на паузу гонка за цифрами посещаемости, на первый план выходят вопросы, которые откладывались в долгий ящик. Наконец-то музей всерьез занялся темой нематериального наследия. Благодаря переходу в онлайн мы добрались до внутренней методологической реформы музея».

«Музей – часть индустрии, другой вопрос, что нам дает это понимание. Пока оно не несет никаких дивидендов, – высказал свою позицию Сергей Каменский. – Если брать определение индустрии, то это все-таки про бизнес и доход. Сомневаюсь, что в текущей ситуации музеи зарабатывают в онлайне. В этом плане мы пока существуем несколько отдельно от индустрии, но как медиа имеем все шансы в нее успешно интегрироваться. Это интересный вопрос: может ли музей быть прибыльным в онлайн формате».

В завершение второго дня форума состоялась дискуссия на тему «Музеи как лидеры мнений в медийном поле». Участники поделились своим экспертным мнением о применении музеями новых способов работы с информацией и репутационным капиталом в условиях вынужденного онлайн существования. Среди приглашенных спикеров: Шэннон Дарроу, директор отдела цифровых медиа Музея современного искусства MoMA, США, Павел Пригара, директор ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург, Дина Сорокина, директор Музея Бориса Ельцина, Екатеринбург, Алла Хатюхина, директор Ярославского художественного музея. Модератором дискуссии выступила шеф редактор «Артгида» Мария Кравцова.

Опытом создания отдельного диджитал департамента в стенах музея поделился Шэннон Дарроу, директор отдела цифровых медиа MoMA, США: «Департамент был учрежден практически 20 назад, и за время его работы мы поняли, что цифровая составляющая не может существовать отдельно от программ музея. Сайт, например, является неотъемлемой частью всей экосистемы, в некотором смысле входной дверью в музей. Сейчас трудность заключается в том, что невозможно с уверенностью сказать, какими будут процессы после пандемии, а инвестировать в то, что исчезнет, не хотелось бы. Тем не менее, могу отметить некоторые особенно успешные форматы. Это онлайн занятия и контент, связанный с выставочной программой. В целом мы много экспериментируем».

«Время не предложило новых цифровых инструментов, то, что мы используем сейчас, применялось и до пандемии. Важнейшим аспектом все равно остается контент. Важное отличие между СМИ и музеем в плане предоставления этого контента в том, что СМИ часто ориентируются только на увеличение аудитории, для музея важнее качество этой аудитории. И этот эксперимент по переходу в онлайн – испытание не столько для самого музея, сколько для его аудитории, – добавил Павел Пригара.

Форум продолжит свою работу: следить за дискуссиями и задавать вопросы участникам можно на сайте museumguide2020.ru или в социальных сетях Фонда Потанина.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.