Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаЖизнь в «Промежутке»

Жизнь в «Промежутке»

Автор этого романа представляет свою книгу на российском стенде во Франкфурте в числе самых значимых новинок русской прозы этого года. В целом, «Промежуток» Инги Кузнецовой – это, безусловно, новаторский роман, вносящий новое слово и в историю современной литературы, и в линейку традиционных жанров. Антиутопия о будущих, не совсем радостных временах, в которых оказывается наше общество – это и притча, и аллегория, и прямое послание сегодняшнему читателю.

Инга Кузнецова. Промежуток. – М.: АСТ, 2019 – 352 с. (Серия «Городская проза»)

Как бы там ни было, но упомянутая «безрадостность» будущего – лишь в общественной жизни героев и персонажей, а в личной жизни все, как всегда, спасает Любовь. По сюжету, это чувство к живому классику и поэту-анахорету движет главной героиней, в которую, в свою очередь, влюблен настоящий супермен… пишущий стихи. Вообще же, по сюжету, все в романе построено вокруг конфликта и даже вражды между Прозой и Поэзией – по сути, извечный спор в истории литературы – вот только проза официально признана государством, и охраняется законом, а поэзия и поэты – суть запрещенные явления, подлежащие искоренению. Именно так – и в Ленинскую библиотеку даже отправляются специальные бригады для дезинфекции поэтической «заразы». «Говорят, вся старая проза испорчена, задета поэтическим вирусом, — сетует одна из героинь романа. — Боже, как защититься, как распознать? Ведь мы не филологи. Не филологи и не писатели, слава богу. Как нам быть? Говорят, что ученые разрабатывают алгоритм, позволяющий устанавливать поэтические следы. Да, да, школам срочно нужна дезинфекция. И если такими вещами занялось Министерство образования, значит, вся литература — сомнительное дело».

Наряду с героями романа – членами подпольного поэтического кружка, главной героини, мэтра и ее друга-супермена – в «Промежутке» конфликтует, борется и бунтует целый параллельный мир вещей и явлений: клетки в организме человека и решетки в тюремной камере, деревья и аллеи, птицы, звери и даже обыкновенный сухарь в руке арестанта на допросе. И все движимо силой любви, волей к победе, а не страхом смерти, исчезновения или забвения – в этом и заключается главный посыл романа, украшенного сюрреалистической линией, которая, тем не менее, не в силах затмить вполне реалистическую благую весть: так победим. Об этом, скажем по секрету, знает даже самый последний тромбоцит в «зараженном» поэзией теле. «Ты боишься, что так мы умрем быстрей? – взывает он. — Не факт. Нарушим привычный ход явлений? Волю Организма? Но что такое наши собственные воли? Мы не знаем. Просто отдаем их общему потоку, общему ходу вещей — как позже отдадим ему все силы. Любимая! Я хотел бы оставаться с тобой, рядом с тобой, бок о бок стоять и растворяться в смерти».

Иногда это на самом деле жесткое чтиво – яркое, искреннее, не оставляющее никаких сомнений в его актуальности. Антиутопия вдруг оказывается боевиком с убегающими от погони героями, или мрачным детективом, где нить преступления распутывает голубь за окном, а иногда даже леденящим душу триллером. «Стало так жутко, как в триллере самой лучшей пробы, — подтверждает главная героиня. — Тишина, и вдруг капля воды разбилась о фаянсовую раковину». И тогда, когда все вокруг затихает, сквозь бурю и натиск очередных «жанровых» войн – прозаических и поэтических – можно услышать голос одной из погибших героинь, члена литературного кружка, знавшей наизусть «Зону» Аполлинера. «Со смертью, оказывается, ничего не отменяется, — обнадеживает она. — В комнате по-прежнему стоит вчера, и сегодня — это всего-навсего следующий кадр, который промелькнет незаметно. Уже промелькнул. В том-то и дело, что пространство женщины, полное одуряющих, катастрофических цветов, и пространство мужчины, полное острых ножей и ржавых ножниц, — это одно и то же пространство».

Звуковая же подкладка в «Промежутке» (кроме капель из крана, голубиного воркованья и шума крови в венах) — это полностью осязаемая внутренним нервом симфония «литературного» быта героев. Когда поэты вдруг становятся диссидентами и даже врагами народа, и вчерашний знакомый оказывается изгоем, подлежит аресту, и только смятые листы его рукописей после обыска напоминают о возможности еще и такого поворота истории по дороге в «светлое» будущее.

Так и живет рассказ о «поэтическом» народе внутри нашего общества – словно в Промежутке между жизнью и смертью – и проза будней уже не кажется такой серой и безысходной, если кто-то рядом находит в себе силы эту историю нам с вами рассказать.

Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru