«Зимний сад»: Крокин галерея открывает выставку современных художников в МВК РАХ

418

В Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств Галерее искусств Зураба Церетели открывается художественный проект Крокин галереи «Зимний сад». В экспозиции представлены более 70 произведений – это живопись, графика, арт-объекты, фотография, видео. Торжественное открытие выставки состоится 22 января 2020 года.

Проект ФенСо (Антон Смирнский, Василий Смирнов, Алик Полушкин) ИЗКУСТВО ФРИЛОГИИ. 2013 год. Смешанная техника, 200х300 см

Ольга Чернышева. ЛУК AT THIS. 1997 год. Бумага, черно-белое фото, 70х100 см (собрание Крокин галереи)

Михаил Розанов. ЯСНОСТЬ ЦЕЛИ. 2014 год. Бумага, черно-белое фото, 66х99 см

Елена Самородова и Сергей Сонин. Рыцарь земли. 2018 год. Бумага, цветная печать, 80х120 см

Владимир Ситников. Из серии ОКРЕСТНОСТИ. 2019 год. Бумага, фломастер, тушь, 96х149 см

Валерий Орлов. Жизнь маленьких вещей. 2015 год. Бумага, цветная печать, 42х30 см

Богдан Мамонов из проекта Транквилизация памяти! № 101. 2014 год. Холст, смешанная техника, 200х200 см

Алексей Гинтовт. Второй день творения. 2019 год. Холст, поталь, типографская краска, 190х190 см. Courtesy Крокин галерея

Зимний сад на метафорическом уровне – убежище, пребывание в особом состоянии вечного лета, в процессе выстраивания искусственной или желаемой реальности, сложно формулируемой альтернативы тому, что происходит вовне, в пространстве зимы.

Образ сада в своём вариативном символизме изначально укоренен в нашем сознании, нашей идентичности; он обращён к идеальному, утраченному, но априорно нам присущему. Весь арсенал символов и семантической нагрузки, сопутствующей этому образу, уходит к истокам человеческой цивилизации, к онтологическим принципам Бытия, в область сакрального мироустройства. При всей своей поэтике, образ сада в своих первоосновах выходит в иные планы и получает самое разное содержательное наполнение, являясь, по сути, культурным кодом цивилизации, что объясняет многообразие этого феноменального явления в истории. Сады Семирамиды, «закрытые сады» христианских монастырей, королевские сады и парки Франции и Англии, исламские сады, сады Японии, парки императорской России – список можно продолжать и варьировать.

В этом ряду «Зимний сад» – частный случай, один из оттенков этого явления, современная форма, лишённая утилитарности и отчасти обращённая к традиции средневекового вертограда, обнаруживающая свои прототипы в далёкой античности.

Зимний сад как мировоззренческая рефлексия в её нынешнем виде возникла в сознании европейцев и укоренилась на понятийном уровне сравнительно недавно. Сберегая от зимнего холода и выстраивая в своих жилищах оранжереи диковинной растительности, привезённой из раскинутых по планете колоний, стареющая метрополия открыла для себя очередную, растянутую во времени метафору.

С точки зрения архитектуры, зимний сад в своём функциональном назначении не содержит чего-либо принципиально нового, несущего. Лишенный самостоятельной конструктивной ценности, он становится изящным дополнением, недешёвой изюминкой в общем архитектурном замысле.

И если на понятийном уровне зимний сад корреспондирует к архитектуре, то она в данном случае не более чем платформа для реализации и формулировки многосложного в своих частностях мировоззрения, приоткрывающего завесы очень личного, приватного пространства, сокровенного убежища или представления о нём.

Само понятие зимний сад и феноменально, и парадоксально одновременно. Оно содержит выразительную антиномию умирания и цветения, жизни и смерти, умозрительного и зримого. Если на уровне архитектурного прочтения зимний сад – форма обустройства интерьера, то в плане содержания он как явление полнее раскрывается в жанре «пейзажа состояния» – вне зависимости от изображения и деталей.

Это особая территория, ойкумена экзистенционального пограничья; обращение к памяти, к её первоосновам, к однажды утерянному лету – вечное цветение в стуже внешней зимы.

В выставке принимают участие художники Юрий Аввакумов, Владимир Анзельм, Константин Батынков, Аннушка Броше, Алексей Гинтовт, Нина Котёл, Сергей & Татьяна Костриковы, Владимир Куприянов, Богдан Мамонов, Александр Мареев (Лим), Аркадий Насонов, Валерий Орлов, Алексей Политов & Марина Белова, Проект Фенсо (Антон Смирнский, Василий Смирнов, Алик Полушкин), Владимир Ситников, Елен Самородова & Сергей Сонин, Михаил Розанов, Сергей Шутов, Андрей Филиппов, Ольга Чернышева, Антон Чумак.

Завершит работу выставка 1 марта 2020 года.

Александр ПЕТРОВИЧЕВ, Крокин галерея

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.