XII выставка-ярмарка современного искусства Cosmoscow поставила рекорд. На мероприятии побывали более 50 тысяч человек. Гости увидели свыше 1,5 тысячи произведений из почти 100 галерей. Разумеется, такие экспозиции привлекают не только простых любителей искусства, но и коллекционеров. Самой дорогой работой среди проданных в дни ярмарки стала картина Александра Косолапова — она стоила 7,4 миллиона рублей. Следом за ней в тройке лидеров расположились произведение Сергея Шеховцова (4,5 млн) и работа Ольги Чернышевой (4 млн).
В наши дни частное коллекционирование вносит разносторонний вклад в культурное пространство России. Собиратели искусства выполняют множество важных функций: берут на себя миссию по сохранению художественных ценностей, активно участвуют в формировании арт-рынка, оказывают поддержку творческим личностям, содействуют распространению знаний о культуре в обществе.
Частные собрания регулярно становятся важным источником для расширения фондов музеев, а организация выставок коллекционерами делает искусство более доступным для широких слоев населения. В современном мире образовательная составляющая частных коллекций приобретает особую актуальность. О крупнейших отечественных коллекционерах — в нашем материале.
Александр Добровинский
Российский адвокат, управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Александр Добровинский и партнеры». Родился в 1954 году. Неоднократно участвовал в громких процессах, связанных с деятельностью крупнейших российских бизнесменов и селебрити. Также является радиоведущим, колумнистом и президентом Московского гольф-клуба.
Коллекционированием Добровинский увлекся еще в 1970-х. Тогда он за три года собрал порядка 1,2 тысячи старинных курительных трубок. Впоследствии продал экспонаты. В 1980-х круг его интересов сместился на эполеты и нагрудные полковые знаки Российской империи. Для солдат они делались из бронзы, для офицеров — из драгоценных металлов. К 1994 году численность собрания достигла 3,5 тысячи предметов.
Также в 1990-х юрист начал коллекционировать советский фарфор. В те времена он никого не интересовал и продавался по низким ценам. В 1996-м собрание было выставлено в Пушкинском музее, где заняло сразу пять залов. К настоящему моменту оно разрослось до 4 тысяч предметов.
В коллекции Александра Добровинского представлено и такое необычное направление, как лаковые миниатюры со сценами из советской жизни. Они изготавливались в 1924–1937 годах бывшими иконописцами из Палеха. За этот период были созданы более 20 тысяч таких предметов. 3 тысячи из них находятся в собрании юриста. Они неоднократно демонстрировались на выставках в России и за рубежом. Коллекционер назвал это культурное явление «агитлак» и написал о нем книгу. Также он исследовал и «агиткость» — под этим термином он понимает творчество советских мастеров резьбы по кости.
Помимо этого, адвокат собирает предметы, принадлежавшие известным людям. Так, он некоторое время владел личным архивом советской актрисы Любови Орловой, включавшим порядка 30 тысяч фотографий и писем. Также коллекционер приобрел мебель из кабинета маршала Ворошилова и еще ряд вещей, которыми пользовались первые лица СССР. В его собрании присутствует гольф-клюшка Уинстона Черчилля и часы короля Великобритании Эдуарда VIII.
В настоящий момент общее число экспонатов в коллекции превышает 40 тысяч.
Никита Лобанов-Ростовский
Потомок древнего княжеского рода родился в 1935 году в Болгарии, куда его семья переехала после революции. Окончил Оксфорд, позже получил степень магистра экономической геологии в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Трудился в сфере добычи полезных ископаемых в разных странах. Затем изучил банковское дело. Работал в различных финансовых институтах. В 1970–1979 годах был вице-президентом Wells Fargo Bank. В 1987–1997 годах был советником в алмазодобывающей компании De Beers.
Собирать коллекцию русского театрального искусства конца XIX — начала ХХ века Никита Лобанов-Ростовский начал во второй половине 1950-х. На его увлечение повлияло посещение экспозиции, посвященной «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Первым приобретением стали эскизы костюмов к балету «Петрушка».
В 1967-м прошла выставка коллекции в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Впоследствии экспозиция побывала во многих американских городах, а затем и в других государствах, включая СССР, страны Западной Европы и Японию.
К 1980 году коллекция была практически полностью сформирована. На пике она включала 1,1 тысячи работ 177 художников, среди которых были такие мастера, как Лев Бакст, Александр Бенуа, Наталья Гончарова, Константин Коровин, Михаил Ларионов.
Никита Лобанов-Ростовский подарил значительную часть своего собрания российским музеям. В частности, он передал Музею личных коллекций при ГМИИ имени Пушкина 80 графических листов и коллекцию фарфора начала прошлого века. 3,2 тысячи книг и значительное число фотографий отправились в московский Дом русского зарубежья. Еще более 800 работ он продал благотворительному фонду «Константиновский». Ныне они выставлены в Театральном музее Санкт-Петербурга.
Феликс Комаров
В советское время Феликс Комаров (1948–2024) работал инженером. В 1990-м переехал в США. Занимался поставками компьютеров в СССР, также организовал ряд других бизнесов — ресторан, ночной клуб, ювелирные мастерские. С 2000-го он начал реализовывать различные проекты в России.
В 1990-х предприниматель создал Russian World Gallery в центре Нью-Йорка. Культурное пространство работало с такими художниками, как Эрнст Неизвестный, Олег Целков, Михаил Шемякин. Галерея функционировала до 1999 года.
На протяжении более чем 40 лет он собирал русские иконы XV–XX веков — в итоге их число превысило тысячу. Часть из них он пожертвовал храмам и монастырям.
Предметы из собрания бизнесмена неоднократно выставлялись публично. Так, в 2014 году в Манеже в Москве прошла экспозиция из 300 икон, принадлежащих коллекционеру. В 2016-м в той же локации состоялась выставка избранных работ из фонда Russian World Gallery. Еще одним важным арт-событием стала экспозиция произведений Эрнста Неизвестного из собрания Комарова.
Кроме того, бизнесмен коллекционирует статуэтки лягушек. Среди 15 тысяч экспонатов есть поистине уникальные экземпляры, например фигурка, вырезанная из метеорита, или китайская скульптура из черного нефрита весом около центнера.
Виктор Бондаренко
Предприниматель родился в 1950 году в Харькове, в 1978-м эмигрировал в Израиль, затем — в США. Работал в сфере страхования, в том числе в крупной компании Prudential. В 1988 году основал компанию Zigzag Venture Group, которая занималась издательской деятельностью и внешнеторговыми операциями, в частности поставляла в СССР премиальные автомобили. В 1990-м бизнесмен создал российско-американское издательство, выпускавшее различные журналы. В 1992–1993 годах предприниматель учредил первый в России дилерский центр Chrysler.
Еще в СССР Виктор Бондаренко собирал альбомы, посвященные искусству. В США его интересы сместились в сторону американской керамики и мебели. Постепенно он пришел к своему нынешнему увлечению — коллекционированию русских икон (сегодня его собрание — крупнейшее в мире), а также актуального отечественного искусства.
В собственности предпринимателя — много икон XIX–XX веков, хотя обычно коллекционеры интересуются более древними работами. Среди представителей современного искусства, шедевры которых собирает бизнесмен, — такие мастера, как Оскар Рабин, Михаил Шварцман, Эрик Булатов, Илья Кабаков.
На рубеже 1980-х — 1990-х Бондаренко участвовал в организации выставок советских художников в США. Также предприниматель выступил продюсером ряда творческих проектов, в частности в области цифровой живописи.
Иконы из собрания коллекционера регулярно появляются на выставках, например в Музее им. Андрея Рублева или в Третьяковской галерее (бизнесмен входит в ее попечительский совет).
В 2009 году предприниматель был избран почетным членом Российской академии художеств.
Владимир Семенихин
Бизнесмен родился в 1967 году. Его отец, специалист в области ветеринарной медицины, посвятил свою карьеру исследованиям особо опасных патогенов, включая вирус Эбола и возбудитель сибирской язвы. Мать Семенихина трудилась в сфере микробиологии. Когда будущему предпринимателю исполнилось пять лет, семья переехала в город Покров, где впоследствии он получил среднее образование. Окончил механический факультет Московского инженерно-строительного института (ныне НИУ МГСУ).
В середине девяностых Владимир Семенихин создал девелоперскую структуру «Стройтэкс». Впоследствии она превратилась в одного из заметных игроков на рынке московской недвижимости. Семенихин возглавляет совет директоров организации. За годы работы «Стройтэкс» существенно расширил свое присутствие на рынке. По данным официального сайта компании, общая площадь реализованных объектов преодолела внушительную отметку в 1,5 миллиона квадратных метров. В активе девелопера — более сотни успешно завершенных проектов, причем значительная их часть — более 60 объектов — украшает подмосковные Мытищи, внося существенный вклад в архитектурный облик города. Также «Стройтэкс» возводит жилье и сопутствующую инфраструктуру в других населенных пунктах Подмосковья и в самой столице.
Владимир Семенихин начал коллекционировать искусство в середине 1990-х. Сперва бизнесмен предпочитал шедевры русских классиков — Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Ивана Шишкина. Со временем в круг его интересов вошли работы русских авангардистов — Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Роберта Фалька.
В начале 2000-х предприниматель одним из первых в России обратил внимание на современное отечественное искусство. Так его собрание пополнилось работами Эрика Булатова, Георгия Гурьянова, Ольги Тобрелутс, Бориса Орлова. Впоследствии к ним добавились и зарубежные произведения, созданные в конце XX — начале XXI веков.
По состоянию на 2024 год собрание Семенихина включает 1,5 тыс. Живописных работ. В составе коллекции также представлены: скульптурные композиции, инсталляции, образцы фарфора XIX–XX вв., предметы народных промыслов (в том числе заказная серия палехской миниатюры на тему сказок), а также художественное стекло производства Мурано.
В 2002-м для поддержки современного искусства бизнесмен создал фонд культуры «Екатерина». Каждый год организация проводит несколько выставок. Многие работы впервые демонстрируются российской публике. В экспозициях неоднократно участвовали предметы искусства из личной коллекции предпринимателя.
В 2007 году у фонда появилось свое выставочное пространство в центре Москвы.
За два десятилетия своей издательской деятельности фонд «Екатерина» существенно обогатил рынок профессиональной искусствоведческой литературы. С момента основания издательского направления в 2004 году организация выпустила более двух десятков специализированных изданий, включая каталоги выставок и альбомы по искусству.