10 сентября в Мультимедиа Арт Музее, Москва начинается новый, юбилейный выставочный сезон. МАММ исполняется 25 лет!
В рамках биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021»:
Сара Мун, «Однажды где-то, но не здесь…»
Сара Мун. Пеликаны. 2003. Предоставлено автором
Новый выставочный сезон Мультимедиа Арт Музей, Москва, которому в этом году исполняется 25 лет, открывает выставкой звездной Сары Мун «Однажды где-то, но не здесь…». С Сарой Мун музей сотрудничает с 1998 года, показав за это время семь ее проектов.
Новая выставка «Однажды где-то, но не здесь…», представляемая музеем в юбилейный год, является своеобразным конспектом творчества замечательного французского фотографа и видеохудожника. В выставку вошли знаковые работы автора, демонстрирующие все многообразие ее творчества: портреты, фотографии моды, серия «Цирк», портреты животных, несколько проектов по классическим сказкам Андерсена, натюрморты, пейзажи, индустриальные съемки последних лет и др.
«Первоцвет. Ранний цвет в российской фотографии»
Александр Родченко. Бег. Стадион «Динамо». 1935. Авторский Серебряно-желатиновый отпечаток, гуашь
Георгий Петрусов, Иван Шагин. Строительство высотки. Москва, 1951. Цветная печать
Яков Халип. Юнги. 1951 (?). Авторский цветной отпечаток. На обороте текст поздравления А.М. Родченко: «30 лет – большая дата. Шлю приветствие с Арбата. Желаю здоровья на многие лета, Дарю это фото, где множество цвета. Хоть цвета здесь много – но в целом все «липа», Зато все от сердца, с душой от Халипа. Москва. 23-XII-51»
Дмитрий Бальтерманц. КуКрыНикСы (Художники-карикатуристы Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов). Конец 1940-х. Цветная печать
Дмитрий Бальтерманц. Из серии «Арбатская площадь». 1960. Цветная печать
Дмитрий Бальтерманц. Витрина. Лондон, 1960-е. Цветная печать
Сергей Прокудин-Горский. Портрет Льва Толстого. 23 мая 1908. Фотомеханическая печать
Алексей Мазурин. На прогулке. 1898. Соленая бумага, раскраска медовой акварелью, лак
Сергей (Лев) Левицкий. Портрет Ольги Дмитриевны Тютчевой в малороссийском костюме. 1884-1886. Альбуминовый отпечаток, гуашь
Василий Улитин. Красноармеец. 1932. Трехцветный бромойль
Владислав Микоша. Портрет Юрия Рыпалова. 1938–1939. Трехцветный бромойль
Сергей Шиманский. Автопортрет в восточном халате. Конец 1930-х. Трехцветный бромойль
Неизвестный автор. Портрет Алексея Николаевича Тютчева с женой Анной Иосифовной и дочерьми Анной Алексеевной и Марией Алексеевной. Ок. 1864. Соленая бумага, раскраска
Неизвестный автор. Будка близ станции Инкерман. 1880-1890-е. Соленая бумага, раскраска
Всеволод Тарасевич. Семья начальника инструментального цеха ЗИЛа Константина Ефимовича Малкова. 1954. Первая страница обложки журнала «Советский Союз», август, 1954. Цветная печать
Борис Михайлов. Из серии «Лурики». Конец 1970 – начало 1980-х гг. Серебряно-желатиновый отпечаток, анилин
Николай Петров. Боярыня (Портрет Надежды Дмитриевны Петровой). 1911. Автохром, полиграфическая печать
Иван Шагин. Студентка. Начало 1950-х. Цветная печать
Петр Веденисов. Таня, Наташа, Коля и Лиза Козаковы, Вера Николаевна Веденисова и Елена Францевна Базилева. Ялта, 1910 – 1911. Автохром. Мультимедиа Арт Музей, Москва
Юрий Левянт. Реклама автомобиля ЗАЗ-965 («Запорожец»). Начало 1960-х. Цветная печать
Выставка с метафорическим названием «Первоцвет» («Primrose»), демонстрирует появление и развитие цвета в русской фотографии в 1860-1970-е годы и одновременно является историей России в фотографии. На примерах работ как классиков российской фотографии: П. Павлова, К. Бергамаско, А. Эйхенвальда, А. Родченко, В. Микоши, Г. Петрусова, Д. Бальтерманца, Б. Михайлова и др., так и неизвестных авторов — можно проследить, как в течение столетия менялась жизнь в стране, пережившей исторические и социально-политические катастрофы, и какую разную роль в течение этого периода играла фотография.
Вне биеннале:
МишМаш, «День за днём»
Группа «МишМаш». Из проекта Over&over. 2021 Предоставлено авторами
МАММ представляет выставку «День за днем» группы «МишМаш» (Миша Лейкин и Маша Сумнина). «МишМаш» — творческий и супружеский дуэт, одни из самых известных российских художников, последовательно развивающих традиции московского концептуализма.
В новой работе Over&over, представленной на выставке, «МишМаш» продолжают ироничную игру с наслоением материалов и смыслов. Английское over имеет множество значений, в том числе «поверх», «снова», «в течение» или «на протяжении». Этот проект объединяет общая с другими работами «МишМаш» идея — наблюдение за изменениями.
Сергей Шутов, «Чужие здесь не ходят»
Сергей Шутов. «Маленькая наука». 1991 год. Холст, масло. Из коллекции Алексея и Веры Приймы
МАММ представляет выставку известного художника Сергея Шутова – пионера российского видеоарта, экспериментатора, стоявшего у истоков искусства новых медиа, экспонента Венецианской биеннале (2001). Шутов – один из ключевых участников ленинградского и московского андеграунда 1980–1990-х годов и центральная фигура клубной культуры нулевых. Он входил в круг «Новой академии» Тимура Новикова, был главным художником легендарного фильма «Асса» (1986), занимался виджеингом в одном из первых московских клубов «Птюч» (1994–1997), став родоначальником этого направления.
В экспозиции представлены знаковые произведения Шутова, созданные в 1990-х–2000-х годах, когда художник активно исследовал возможности новых компьютерных и звуковых технологий. Среди них ранние видео «Удивительно, какая тишина!» (1994) и «Тайна двух океанов-2» (1994), в которых художник деконструирует советские фантастические фильмы, превращая их в психоделические видеоклипы, интерактивная инсталляция «Чужие здесь не ходят» (2000), видеоинсталляция «Вместо Минотавра» (2003), представляющая собой гипнотическое путешествие по подземному миру московского метро, и другие видеоработы.
Никита Алексеев, «Ближе к смыслу»
Никита Алексеев. Из серии Socko Socks / Носки Socko Socks. Супрематические. 2019. Бумага, акварель, чернила
МАММ представляет выставку «Ближе к смыслу» Никиты Алексеева — классика российского современного искусства. «В будущем году, если доживу, у меня намечена выставка в МАMМ…», — написал художник в своих заметках 10 марта 2021 года. 26 марта его не стало.
Музей, сделавший с Никитой Алексеевым несколько прекрасных проектов и поддерживавший его в последние, очень непростые для него годы жизни, посвящает выставку «Ближе к смыслу» его памяти. Мы старались сделать ее так, как задумывал художник.
ЕлиКука, «Сила искусства. Просроченный юбилей»
Группа «ЕлиКука» (Олег Елисеев, Евгений Куковеров). Сила искусства. Эскиз. 2021. Предоставлено авторами
МАММ представляет персональную выставку арт-группы «ЕлиКука» «Сила искусства. Просроченный юбилей». В год 25-летия музея старинные друзья МАММ решили отпраздновать свой юбилей (Олегу Елисееву и Евгению Куковерову на двоих исполнилось 70 лет) вместе с нашим, хотя на самом деле их семидесятилетие случилось в прошлом году.
Желание отмечать дни рождения вместе неслучайно — нас связывает не одна, а целая серия бесконечно остроумных выставок, некоторые из которых были созданы специально для МАММ. В нашем совместном багаже выставки «Восстание тренажеров миропорядка» (2012), «Пропаганда фотографирования» (2014) и «Шершавый маршрут» (2016). А сейчас, в качестве подарка к знаменательной дате, арт-группа «ЕлиКука» подготовила новый проект, главная идея которого, не побоимся этого слова, — измерить силу искусства, визуализируя и трактуя это метафорическое выражение совершенно буквально.
Олег Целков, «Я не здешний, я чужой»
Олег Целков. Цирк. 1969. Доска, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Автопортрет. 1964. Холст, масло, дерево. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Портрет с цветком. 1962. Холст, масло, дерево. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Пять лиц. 1980 Холст, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
Олег Целков. Групповой портрет с арбузом. 1963. Холст, масло. Предоставлено Tsukanov Family Foundation, Лондон
МАММ и Tsukanov Family Foundation представляют выставку «Я не здешний, я чужой» памяти Олега Целкова — классика российского и мирового современного искусства, одного из лидеров советского нонконформизма, без которого сложно представить себе историю этого художественного явления.
«Я не здешний, я чужой», — говорил о себе Целков. Эти слова предельно точно отражают его бескомпромиссный характер. Индивидуалист, рожденный в эпоху удушливого коллективизма, он до конца жизни не вписывался в «предлагаемые обстоятельства», следуя единственной цели — делать картины, которые до него «не писал ни один художник».