Акскар Абдразаков – российский оперный певец (бас). Народный артист республики Башкортостан. Закончил Уфимский Государственный Институт искусств (класс М.Г. Муртазиной), закончил аспирантуру Московской Государственной Консерватории (класс И.К. Архиповой). С 1992 года солист оперной труппы Башкирского государственного театра оперы и балета. В 1994 году дебютировал в Большом театре России в партии Дона Базилио (опера «Севильский цирюльник») и в партии хана Кончака (опера «Князь Игорь»). В 1995 году получил Гран-при на конкурсе имени М. Каллас в Афинах. В 1998 году дебютировал в Мариинском театре. В 2001 году дебютировал в театре «Ла Скала», в 2004 году – в Metropolitan Opera.
Художественный руководитель Шаляпинского Дачного фестиваля в Плесе (Дачный фестиваль имени Ф. Шаляпина). Ведущий авторской программы на радио «Орфей» — «Гримерка Орфея». Председатель жюри международного конкурса вокалистов имени Ф. Шаляпина в Уфе. Руководитель проекта постановки оперного спектакля на средства гранта «Лаборатория современной башкирской оперы», в основу сюжета которого положены легенды, сказания, эпосы республики Башкортостан. Инициировал проект по государственной поддержке одаренных детей в республике Башкортостан. В настоящее время занимает пост художественного руководителя Башкирского театра оперы и балета.
— Аскар, спасибо вам огромное, что согласились на интервью. Я прочитала, что вы возглавили проект по постановке оперы, основанной на легендах и эпосе республики Башкортостан. Опера будет на башкирском языке. И ее премьера была заявлена на 2020-2021 годы. Премьера постановки уже состоялась или еще планируется?
Нет, все еще только планируется к выходу. Это большая работа, которая непрерывно идет с осени. Есть интересные задумки, которые я пока не могу озвучить, так как это конкурсная программа. И все пока хранится в тайне. Но вообще поставлена интересная задача. Мы хотим взять за основу музыку башкирских композиторов. Чтобы было возрождение башкирской оперы. Здесь мы объединили либреттистов, поэтов и композиторов вместе. И совместно с нашим оркестром Башкирского театра оперы и балета, совместно с оперными певцами нашего театра мы хотим сделать такое интересное и новое событие. Новый взлет оперного искусства Башкирии.
— А на какую дату запланирована премьера?
– Пока не знаю, но я думаю, что к концу следующего года мы точно будем знать лауреатов, и уже будем понимать все по срокам. А пока идет рабочий период.
– Многие поклонники театра смотрят трансляции «Башоперы», которые начали показывать еще в период карантина. Я тоже смотрю. У вас очень качественные и интересные спектакли. На ваш взгляд, уровень оперного искусства в России сейчас растет, или он упал по сравнению с тем, что было 10-20-30 лет назад?
– Я не могу отвечать за все театры. Если говорить про наш театр, cредний возраст наших исполнителей — 35 лет. И уровень, конечно же, растет. Потому что мы всегда работаем над тем, чтобы выступать лучше. Готовимся к каждому спектаклю. Требования, конечно же, тоже сейчас увеличились. Поэтому и уровень вырос.
— А какие-то новые техники пения и тренажа используют сейчас педагоги?
– Нет, техника одна, и все ей учились у своих педагогов. Единственное, что, конечно, мы обратили внимание на язык. Если играем в итальянской опере, то работаем над итальянским. Если во французской, — то над французским. Если в английской – работаем над английским. А вокальная работа у всех индивидуальная. Каждый сам это понимает, и занимается каждый по-своему. Это исключительно индивидуальная работа каждого оперного певца.
— Что должно быть в качественной постановке? Какие ингредиенты?
– Если говорить о качестве оперной постановки, то у всех это определяется по-разному. Есть современные постановки и классические постановки. Качественная постановка – это, прежде всего, работа режиссера с артистом, с певцом. И когда он на это уделяет внимание, и дает задачу каждому исполнителю, то, соответственно, получается хороший продукт для зрителя.
Что касается самого артиста, то очень важно перевоплощение в исполнении роли. Я считаю, что оперное исполнение, — это самое сложное из искусств, потому что ты здесь в определенных рамках. У тебя есть конкретные такты и конкретная музыка, в которую ты должен уложиться и показать свой певческий класс.
— Нужно ли придумывать принципиально новые постановки? То, что никто еще никогда не делал до этого? И должен ли быть в классической постановке «креатив» режиссеров, например, когда действие из прошлого переносится в наши дни или будущее? Когда режиссер что-то придумывает свое по костюмам и декорациям? Cтавит не так, как изначально было задумано у автора произведения? Имеет ли он на это право?
– Мы с вами в первом вопросе говорили уже на эту тему. Новая опера, конечно, есть. Факт и то, что сейчас нашему жанру очень нужны режиссеры молодые и креативные. И они у нас есть. Есть два лауреата конкурса «Нано опера», которые ставят в нашем театре. Это Филипп Розенков, который первый получил гран-при этого оперного конкурса, он работает у нас главным режиссером, и Лейсян Сафаргулова.
У нас в театре предстоят еще новые интересные постановки. Не только классические, но и современные. С интересным режиссерским решением.
Не хочется просто сейчас раскрывать всех тайн, поскольку мы все – артисты и режиссеры, люди суеверные.
Пока не буду высказывать свои новые и интересные мысли. Мы все возможное делаем для решения общих задач, для того, чтобы, прежде всего, зрителю это было интересно. Но для реализации требуется наличие времени.
Если режиссер ставит интересную постановку, то у него всегда есть идея и сквозная линия, есть смысл и общее логическое решение.
— У вас как у артиста есть роли, которые еще не успели сыграть, но хотите и планируете?
– Что значит «не успел»? Я еще не закончил карьеру. Как раз у меня сейчас период расцвета. Басы зреют к 50 годам, и у них начинается такая певческая большая жизнь. Все, что мне нужно из интересных партий было исполнять, я и пою, и буду петь. И еще новым материалом пополняю свой репертуар. Я никогда не останавливаюсь на достигнутом репертуаре.
— Какой совет вы можете дать для молодых исполнителей относительно того, как настроиться на спектакль? Как вы сами настраиваетесь и готовитесь к роли?
– Совет один – нужно беречь свой голос. Здоровье голоса это самое главное. А сюда относится и диета, и физические данные. Если соблюдать все в совокупности, то это будет очень здорово.
— Какие качества должны быть у артиста, чтобы его взяли в хороший театр, и чтобы он был востребован в профессии?
– Прежде всего, он должен хорошо работать. Работать — в смысле учить партии и быть всегда в вокальной форме, певческой форме. Вот это самые главные требования в театре. Это каждый вокалист должен требовать от себя сам в первую очередь. Это большая индивидуальная работа. Везение тоже имеет огромное значение в нашей профессии. Огромное значение для начинающего артиста имеет участие в международных конкурсах. Потому что если ты артист, то ты должен себя презентовать. А презентация идет через концерты, через спектакли, через другие интересные проекты. Ты должен всегда везде себя позиционировать.
— Вы преподаете? У вас есть ученики, которым вы передаете свои знания?
– Преподавательской деятельностью именно индивидуально с учеником я не занимался. Я даю мастер-классы. Преподавание — это то, что ты должен делать каждый день, заниматься с учеником. У меня пока нет столько времени.
— Вы выступали в разных театрах мира. Для вас большая разница между разными театрами в России – региональными и столичными, и театрами России и зарубежными?
– Я скажу так. Разница только в исполнителях. Если исполнитель поет от души, то аплодируют везде и всегда, и относятся к артистам потрясающе.
– Как вам кажется, в России сейчас растет интерес к опере? И какие проекты у нас популяризируют этот жанр?
– Опера это элитное искусство, и здесь не может быть массовости посещения. «Элитность» в чем заключается? Кто-то любит оперу, кто-то любит джаз, кто-то любит рок. Но ведь сейчас появляется столько всего нового и интересного в музыкальном искусстве. Тем не менее, есть преданные опере люди, поклонники оперного театра.
Я желаю всем нашим читателям, всем поклонникам оперной музыки, конечно же приходить в зал, смотреть и слушать красивые постановки и красивую музыку.
— Почему вы сами выбрали профессию оперного певца? Что было предпосылками к этому выбору? Почему ваши коллеги выбирают такую профессию?
– Я думаю, что это не выбирают. Может, это сверху провидение. Лично мне понравилось выступать на сцене. Я очень люблю сцену. Я люблю зрителя, я люблю оркестр, я люблю хор. Все это в совокупности повлияло на выбор профессионального пути. Это искусство меня «схватило», подхватило. Мне это все было очень интересно. Опять таки, это и познание самого себя, и движение на сцене. Я испытываю огромное уважение к своим коллегам, уважение к тем людям, которые за кулисами: гримерам, костюмерам. Вся их работа в совокупности дает свой результат. И когда ты к своей профессии относишься бережно, то это тоже дает результат.
— С кем из педагогов вы работали и работаете сейчас?
– У меня единственный педагог — это Миляуша Галеевна Муртазина. Которую я очень люблю. Я рад, что в своей судьбе я выучился именно в ее классе. Дальше я учился уже в Московской Консерватории в классе у Ирины Константиновны Архиповой. Делал оперные роли.
Мне повезло изначально, что у меня была такая мощная «муртазинская» школа, которая мне дала сильный вокальный фундамент. Фундамент — это очень важно.
— У вас есть человек, на которого вы ориентируетесь в профессии и нравственно?
– Нет, такого человека нет. Потому что в профессии ты всегда ориентируешься в первую очередь сам на себя. Тут нельзя ориентироваться на кого-то. Есть педагог, который тебе дал в руки твою профессию, и эти вокальные ощущения ты должен сохранить в себе. Ставить во главу угла. Это твой певческий стержень. В каком бы ты ни был состоянии, в то же время ты всегда должен быть в форме. И еще важно, что мы все служим театру, служим искусству. Это мне очень нравится и приносит огромное удовольствие.
— Большое вам спасибо за интервью! C наступающими праздниками.
– Я поздравляю с Новым годом всех читателей «АртМосковии» и всех поклонников оперы! Всех благ!
Беседовала Анна (УШТАН) ВОРОБЬЁВА,
Фото из личного архива Аскара АБДРАЗАКОВА