Эскиз декорации. Иванов И., Гонзаго (Гонзага) П. Городская улица. Неустановленный спектакль. 1823 г.
«Пушкин – основоположник русского языка, литературы и драматического театра. Наследие Пушкина – наше национальное достояние, которым мы по праву гордимся. На нашей выставке в Пскове мы впервые представим 125 оригиналов из фондов Бахрушинского театрального музея. Наша коллекция – это самое масштабное и полное собрание театральной «Пушкинианы», и мы рады дать старт выставочному проекту в Пскове. В этих землях величайший русский поэт написал свыше 100 своих произведений, включая «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина». После Пскова ее смогут увидеть в Рязани, в Казани, а по завершении юбилейного пушкинского 2024 года в новом Бахрушинском театральном квартале в Москве», – рассказала генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова.
Структура выставки определяется мыслью великого поэта о народном, характере театрального искусства. По его мнению, драматическое искусство в буквальном смысле «родилось на площади – для народного увеселения», а «изображение страстей и души человеческой для народа всегда занимательно». Выставка – это шесть последовательно расположенных кругов-площадей, внутри которых посетители становятся участниками представления.
«Выставка покажет уникальное явление отечественной и мировой культуры — театр, построенный на идеях и творениях великого поэта. Здесь можно увидеть работы сценографов Михаила Врубеля, Константина Коровина, Василия Поленова. Посетители познакомятся и с интерпретациями произведений Пушкина, в исполнении прославленных артистов Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Ивана Мельникова, — и с постановками режиссеров Константина Станиславского, Всеволода Мейерхольда, Александра Таирова», – объяснил куратор выставки, заслуженный деятель искусств России Александр Чепуров.
Еще в юношеских заметках «Мои замечания об русском театре» (1820) вчерашний лицеист, активно вошедший в среду драматургов и деятелей сцены, дал развернутую панораму драматических талантов, проанализировал их искусство с точки зрения перспектив и национального своеобразия. Пушкин досконально изучил практически все жанры театра – драму, балет, оперу – и вывел закономерности.
Все театральные жанры русской сцены: от исторической трагедии до волшебной сказки и комедии, — родились из сюжетов и образов, созданных Пушкиным. Опередив время, он задал вектор развития театрального искусства на два века вперед.
Задавшись целью создать подлинно народную трагедию, Пушкин обратился к наиболее сложному и конфликтному материалу – эпохе смутного времени. Результатом стал шедевр отечественного репертуара – «Борис Годунов» (1824). Благодаря многочисленным постановкам исторической драмы стали всемирно известны образы пушкинских героев: Варлаама, Мисаила, Юродивого. На выставке можно увидеть их классические воплощения, созданные художником Владимиром Щуко для спектакля московского Малого театра (1937).
Выставочный проект организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках реализации национального проекта «Культура».
Проект включает в себя и многочисленные пушкинские сказочные сюжеты. Например, постановку «Руслана и Людмилы» — одноименной оперы композитора Михаила Ивановича Глинки на сцене петербургского Большого театра в декорациях мага и волшебника императорской сцены, художника Андреаса Роллера (1842).
«Мы очень рады вместе с Бахрушинским музеем представить совместную выставку, которая расскажет о влиянии великих произведений Александра Сергеевича Пушкина на театральное искусство. Эта уникальная экспозиция позволит проследить основные тенденции в сценографии тех или иных постановок пушкинских опер и, что, пожалуй, самое важное, даст посетителям возможность ощутить этот неповторимый русский дух «Пушкинианы» на оперной сцене», – сказала генеральный директор Псковского музея-заповедника Светлана Мельникова.