Частные коллекционеры и меценаты сыграли немаловажную роль в жизни и творчестве Марка Шагала. Они приобретали его картины, поддерживали в нелегкие времена, однако руководствовались совершенно разными принципами.
Яков Каган-Шабшай слыл собирателем еврейской живописи, Майю Захер-Штелин, базельского коллекционера, привлекло авангардное и сюрреалистическое начало творчества художника. Карл Им Оберстег – другой швейцарский коллекционер – интересовался современной русской живописью в самом общем смысле.
Три культуры вобрало творчество Марка Шагала: восточноевропейскую иудейскую, искусство дореволюционной и революционной России, а также живописный прорыв стиля модерн во Франции. Посредником между такими разными мирами стал Берлин 1920-х годов. В этом городе Гервард Вальден, знаток и пропагандист авангардного искусства, владел галереей «Буря» (и к тому же одноименным журналом), в которой в 1914 году состоялась первая персональная выставка Марка Шагала.
Сейчас же на выставке в Базеле представлены произведения живописи и графики Марка Шагала из собрания Художественного музея, а также документальные материалы из архива Карла Им Оберстега.
Название выставки отсылает к строчкам из письма Карла Им Оберстега к Марку Шагалу: «Я хотел бы у себя кое-что перевесить. Так, чтобы напротив типичного Шагала в моей гостиной висел Пикассо».
Марина АБРАМОВА, по материалам зарубежных СМИ