«Братья Карамазовы»: иллюстрации Бориса Непомнящего к роману Ф.М. Достоевского представили в музее А.С. Пушкина

204

Более 40 лет Борис Льво­вич Непом­ня­щий обра­ща­ет­ся к твор­че­ству Федо­ра Досто­ев­ско­го. Худож­ник родил­ся в авгу­сте 1945-го в Кие­ве, худо­же­ствен­ное обра­зо­ва­ние полу­чил в Одес­се и Ленин­гра­де, а поз­же полу­чил рас­пре­де­ле­ние в Нов­го­род. В том крае невоз­мож­но было не обра­тить­ся к про­из­ве­де­ни­ям рус­ско­го классика. 

братья Карамазовы Борис непомнящий

братья Карамазовы Борис непомнящий

В 1978 году Борис Непом­ня­щий про­ил­лю­стри­ро­вал «Бра­тьев Кара­ма­зо­вых», через пять лет вновь в жизнь худож­ни­ка вошел роман, но самый боль­шой цикл был создан в 2014–2015 годах, в то вре­мя когда худож­ник рабо­тал над оформ­ле­ни­ем Музея рома­на «Бра­тья Кара­ма­зо­вы» в Ста­рой Руссе. 

В год 200-летия со дня рож­де­ния Федо­ра Досто­ев­ско­го мы видим гра­фи­че­скую серию худож­ни­ка, пол­ную раз­мыш­ле­ний и сво­бо­ды интер­пре­та­ций. Каж­дая иллю­стра­ция выпол­не­на тон­ки­ми нитя­ми-пау­тин­ка­ми (если бы не под­пи­си года созда­ния, то их мож­но было бы отне­сти ко вре­ме­ни Аль­брех­та Дюре­ра). Все герои рома­на – от отца и его сыно­вей до пер­со­на­жей встав­ной прит­чи «Вели­кий инкви­зи­тор» свя­за­ны меж­ду собой. Не опу­та­ны, а имен­но свя­за­ны. Каж­дый за каж­до­го в отве­те. Из поза­про­шло­го века, улиц Ско­то­при­го­ньев­ска и Севи­льи, смот­рят на нас их глаза. 

У всех они раз­ные, но в то же вре­мя выра­зи­тель­ные. Насколь­ко спо­ко­ен Але­ша, настоль­ко же задум­чив Иван, агрес­си­вен Митя и зло­вещ Смер­дя­ков. «Каков твой самый страш­ный грех?», — буд­то бы вопро­ша­ет Вели­кий инкви­зи­тор. Жизнь отдель­но­го чело­ве­ка свя­за­на с жиз­нью дру­гих – нитя­ми, пау­тин­ка­ми, дей­стви­я­ми и поступ­ка­ми. Каж­дый отра­жа­ет­ся в дру­гом, каж­дый видит себя в дру­гом, каж­дый за дру­го­го в ответе. 

Выстав­ка рабо­та­ет до 26 мар­та 2021 года. 

Мари­на АБРАМОВА 

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.