Не на жизнь, а на смерть

235

В Новой опе­ре состо­я­лась пре­мье­ра «Кар­мен» Жор­жа Бизе – одно­го из самых вос­тре­бо­ван­ных на миро­вых сце­нах сочи­не­ний опер­но­го репер­ту­а­ра, мно­гие номе­ра кото­ро­го ста­ли рас­хо­жи­ми шля­ге­ра­ми. Всем извест­ный сюжет Про­спе­ра Мери­ме о стра­сти роко­вой цыган­ки, по новел­ле кото­ро­го ком­по­зи­тор напи­сал музы­ку, вдох­нов­лял и про­дол­жа­ет вдох­нов­лять мно­гих поста­нов­щи­ков. Тем слож­нее уви­деть в нем новые гра­ни, выска­зать новое сло­во. Коман­да авто­ров спек­так­ля под руко­вод­ством извест­но­го петер­бург­ско­го режис­се­ра Юрия Алек­сан­дро­ва и дири­же­ра Новой опе­ры Алек­сандра Само­илэ пред­ста­ви­ла свою вер­сию извест­но­го шедевра. 

Кар­мен – Поли­на Мама­е­ва, Хосе – Миха­ил Новиков

Кар­мен – Поли­на Мама­е­ва, Хосе – Миха­ил Новиков

Экс­ка­ми­льо – Артем Гарнов

Хосе – Миха­ил Нови­ков, Эска­ми­льон – Антон Гарнов

Сце­на из спек­так­ля. В цен­тре Эска­ми­льо – Антон Гарнов

Сце­на из спектакля

Сце­на из спек­так­ля. Кар­мен – Поли­на Шамаева

Он – Борис Жури­лов. Она – Поли­на Заярная

Мика­э­ла – Мари­на Нера­ба­е­ва. Дон Хосе – Миха­ил Новиков

Роко­вую и зага­доч­ную Кар­мен Мери­ме и Бизе виде­ли по-раз­но­му. У Мери­ме она кон­тра­бан­дист­ка и мошен­ни­ца, у Бизе – непод­куп­ная и сво­бо­до­лю­би­вая страст­ная нату­ра, из опи­са­ния жиз­ни кото­рой либ­рет­ти­сты Мельяк и Гале­ви изъ­яли подроб­но­сти, сни­жа­ю­щие пафос обра­за. Юрий Алек­сан­дров попы­тал­ся про­ник­нуть внутрь иде­а­ли­зи­ро­ван­ной Бизе Кар­мен и рас­смот­рел в ней хищ­ни­цу, кото­рой руко­во­дит не сво­бо­да, а все­доз­во­лен­ность, не жаж­да люб­ви, а жаж­да живот­ной стра­сти играть и побеж­дать. Она – бан­дит­ка, не зна­ю­щая пре­град на пути к сво­им целям. Сре­да ее оби­та­ния – похот­ли­вая тол­па, а ее путь подо­бен кор­ри­де – это схват­ка с судь­бой не на жизнь, а на смерть. Хозе, попа­да­ю­щий в ее поле, обре­чен стать бес­по­щад­ной жерт­вой. Обе­зу­мев от стра­сти, он отда­ет на ее алтарь спо­кой­ную жизнь доб­ро­по­ря­доч­но­го чело­ве­ка и, в кон­це кон­цов, свою душу. Эска­ми­льо, наи­бо­лее близ­ко­го глав­ной геро­ине по духу, а пото­му вле­ку­ще­го ее за собой, режис­сер так­же лишил иде­а­ли­за­ции, узрев в бра­вад­ном торе­ро живо­го чело­ве­ка со сво­и­ми сла­бо­стя­ми – неда­ром впер­вые он выво­дит его на сце­ну в каба­ке, сни­ма­ю­щим стресс после оче­ред­но­го боя, и ока­ты­ва­ет вед­ром воды, преж­де чем пору­чить ему испол­не­ние выход­ной арии. 

Могу пред­по­ло­жить, что Агун­да Кула­е­ва, игра­ю­щая Кар­мен в пер­вом соста­ве, справ­ля­ет­ся с обра­зом хищ­ни­цы, чуж­дой истин­но­го чув­ства люб­ви. Одна­ко побе­ди­тель­ни­це теле­ви­зи­он­но­го кон­кур­са «Боль­шая Опе­ра» Полине Шама­е­вой, кото­рую дове­лось услы­шать мне в заглав­ной роли, явно не хва­та­ет напо­ра роко­вой Кар­мен­си­ты, что­бы ее образ дотя­ги­вал до режис­сер­ско­го замыс­ла и состав­лял энер­ге­ти­че­ское ядро поста­нов­ки. Ее мец­цо-сопра­но обво­ро­жи­тель­но и пла­стич­но, но слиш­ком лирич­но по сво­ей темб­ро­вой при­ро­де, тогда как пар­тия Кар­мен пред­по­ла­га­ет иную дра­ма­ти­че­скую ампли­ту­ду. А вот Хозе у Миха­и­ла Нови­ко­ва полон глу­бо­ко­го дра­ма­тиз­ма и исти­ной стра­сти. И Эска­ми­льо у Арте­ма Гар­но­ва вышел вполне убе­ди­тель­ным и живым. Мари­на Нера­бе­е­ва в роли Мика­э­лы вызы­ва­ла сочув­ствие, соста­вив про­ти­во­вес Кармен.

Еще один про­ти­во­вес роко­вой и раз­ру­ши­тель­ной стра­сти Юрий Алек­сан­дров нашел в обра­зе балет­ной пары, кото­рую он ввел в спек­такль сплош­ным кон­тра­пунк­том к сюже­ту. Пре­крас­ная пла­сти­ка арти­стов бале­та МАМТ им. К.С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл.И. Неми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко Бори­са Жури­ло­ва (Он) и Поли­ны Заяр­ной (Она) в хорео­гра­фии Надеж­ды Кали­ни­ной запол­ни­ла все инстру­мен­таль­ные антрак­ты и эпи­зо­ды, став сим­во­лом недо­ся­га­е­мой иде­аль­ной люб­ви и веч­ной кра­со­ты – это, по сло­вам режис­се­ра, «то, что не слу­чи­лось меж­ду Кар­мен и Хозе». 

Режис­сер­ский замы­сел орга­нич­но рас­крыл­ся в худо­же­ствен­ном оформ­ле­нии Вяче­сла­ва Оку­не­ва, по-сво­е­му под­черк­нув­ше­го испан­ский коло­рит, – он создал сце­но­гра­фию по моти­вам архи­тек­ту­ры зна­ме­ни­то­го ката­лон­ца Анто­нио Гауди, чьи кон­струк­ции вопло­ща­ют фан­та­сти­че­ские миры самой при­ро­ды. В спек­так­ле они оли­це­тво­ря­ют и есте­ствен­ный фон жиз­ни, допол­нен­ный видео­ар­том на зад­ни­ке сце­ны, и ту сре­ду, из кото­рой вышли герои опе­ры. Нема­ло­важ­ную роль игра­ют и све­то­вые реше­ния, выпол­нен­ные Сер­ге­ем Скор­нец­ким – они, как и у Гауди, при­да­вав­ше­го све­ту нема­ло зна­че­ния, вно­сят допол­ни­тель­ные смыс­лы в сце­ни­че­ские обра­зы. Вяче­слав Оку­нев выби­ра­ет цве­то­вую гам­му костю­мов, так­же близ­кую к при­род­ным эле­мен­там – охри­стые, белые и серые тона созда­ют моно­хром­ный ряд, кото­рый «взры­ва­ет­ся» изоби­ли­ем кра­сок наци­о­наль­но­го коло­ри­та лишь в послед­нем дей­ствии, уси­ли­вая ярким кон­тра­стом тра­гизм послед­ней сце­ны, в кото­рой про­ти­во­сто­я­ние Кар­мен и Хозе выне­се­но в полу­мрак аван­сце­ны и отго­ро­же­но леса­ми деко­ра­ций от бур­но­го празд­ни­ка, зву­ки кото­ро­го доно­сят­ся из-за сцены. 

Надо отме­тить мастер­ство хоров теат­ра и рабо­ту хор­мей­сте­ра Юлии Сеню­ко­вой, создав­шей раз­но­об­раз­ную хоро­вую палит­ру спек­так­ля. И, конеч­но, сле­ду­ет отдать долж­ное музы­каль­ной поста­нов­ке Алек­сандра Само­илэ, для кото­ро­го рабо­та с пар­ти­ту­рой «Кар­мен» дале­ко не пер­вая. На сей раз сво­ей целью он поста­вил «изоб­ра­же­ние взгля­да на Испа­нию через приз­му ком­по­зи­то­ра-фран­цу­за», в кото­ром ему видит­ся соче­та­ние сдер­жан­ной стра­сти и испан­ской тра­ге­дии. Труд­но судить, насколь­ко уда­лось выстро­ить имен­но такой баланс, но баланс зву­ча­ния еди­но­го вокаль­но-сим­фо­ни­че­ско­го полот­на удал­ся весь­ма непло­хо, как и рас­кры­тие фее­ри­че­ских обра­зов опе­ры. И, несмот­ря на ансам­бле­вые погреш­но­сти, неред­ко сопро­вож­да­ю­щие пер­вые испол­не­ния, слу­ша­те­ля с пер­вых до послед­них так­тов охва­ты­ва­ет мощ­ная сти­хия этой музыки.

Евге­ния АРТЕМОВА,
Фото – Дани­ил КОЧЕТКОВ

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.