Этим летом в Москве состоялся первый Международный музыкальный фестиваль и конкурс «OPERA BELLA», направленный на развитие оперного искусства и поддерживающий вокальных исполнителей в возрасте до 35 лет. О своем участие в качестве члена жюри конкурса «Opera Bella» рассказал композитор, музыкальный руководитель «Электротеатра Станиславский» Дмитрий Курляндский.
Фото — Максим ЧЕРНЫШОВ
– Дмитрий, почему вам было важно оказаться в жюри оперного конкурса для молодежи?
– Идея пригласить меня в жюри пришла Филиппу Чижевскогму и Елене Мироненко (автору и директору Международного музыкального фестиваля и конкурса «Opera Bella», культуролог, директор Театра на Бронной – ред.) Мне это предложение показалось весьма неожиданным, я не сразу дал согласие – все-таки я не вокалист и не могу адекватно оценить технику исполнения. Согласился только тогда, когда решил для себя, что буду судить не голоса, а интерпретации. Музыкальное сочинение – это интерпретация самого понятия музыки, здесь композиторы и исполнители сходятся.
– Состав жюри очень разнообразен, в нем и оперные певцы, и художник, и театральный режиссер. Как вы думаете, насколько такое разнообразие скажется на объективности результатов конкурса?
– То, как проходило голосование в первом туре, показало, что представители «сторонних» профессий с пониманием и доверием относятся к мнению профессионалов. Комментарии людей несвязанных с оперным пением, думаю, будут решающими лишь в спорных случаях. Хотя, профессиональным вокалистам может быть интересно, как слышат и комментируют их пение профессионалы из других областей искусства.
– Доводилось ли вам ранее принимать участие в таком конкурсе? С чем бы вам не хотелось бы столкнуться, будучи членом жюри, принимающим решение?
– До сих пор я судил только композиторские конкурсы, поэтому не думаю, что может представиться другой такой случай оказаться в жюри оперного вокального конкурса. «Opera Bella» — само по себе явление уникальное. А что касается неприятного в работе любой оценочной комиссии, то это предвзятость и блат. Но я, к счастью, с таким не сталкивался.
– Вы просмотрели и прослушали множество участников, какое у вас общее впечатление от уровня исполнителей в конкурсе «Opera Bella»?
Лауреаты: Василий Соколов, Михаил Широченко, Екатерина Курбанова, Александра Соколова, Карлен Манукян, Александра Дунаева, Сергей Севастьянов, Игорь Подоплелов, Эльмира Караханова, Амалия Кабаева, Ивета Симонян. Жюри: Андрей Борисов, Сергей Скороходов, Анна Аглатова, Андрей Бартенев, Дмитрий Курляндский, Филипп Григорьян, Филипп Чижевский. Автор проекта: Елена Мироненко. Фото – Александра МУРАВЬЕВА
– Да, уровень участников очень разный. Что-то поразило, что-то умилило. В целом, было интересно осознать, как много молодых людей (а ведь попадались и любители) стремятся петь классический репертуар. Кстати, если говорить о репертуаре, то мне каждый раз было интересно столкнуться с неожиданным выбором конкурсанта, а программа во многом характеризует самого исполнителя. Но в целом впечатление было, конечно, неожиданное и освежающее. Кажется, я теперь вполне готов сменить Шнура на шоу «Голос».
– Считаете ли вы, что оперное искусство и оперный жанр могут быть востребованы в России, ведь большинство регионов по-прежнему предпочитают приглашать на крупные мероприятия и фестивали звезд шоу-бизнеса, а не исполнителей академической музыки?
– Я сам не слишком активный посетитель оперных театров и иду в первую очередь на музыку и уже во вторую — на исполнителя. При этом репертуар у нас достаточно ограниченный (особенно если иметь ввиду современную музыку). Но насколько я понимаю, театры не пустуют, билеты достать сложно и стоят они дорого. Что касается мероприятий – я в принципе не уверен, что туда, где ждут Стаса Михайлова стоит приглашать Пласидо Доминго, равно как и наоборот. Все зависит от контекста и уровня музыкального события.
– Создатели фестиваля и конкурса «Opera Bella»: директор Елена Мироненко и художественный руководитель Филипп Чижевский видят миссию фестиваля и конкурса как вклад в развитие академического искусства в России, выявление и поддержку молодых талантов и своеобразную инвестицию в рост человеческого капитала. Дальше фестиваль и конкурс будет только расти. В планах появление конкурса дирижеров, конкурса композиторов, эскизы опер молодых режиссеров, большой образовательный блок. Как вы думаете, сможет ли это сместить акцент восприятия, ведь в некотором смысле когда-то Герберт фон Каараян популяризировал академическую музыку, за что многие критики его до сих пор жюрят. Вопрос в том, нужно ли популяризировать оперное искусство среди населения, или это все же бессмысленно?
– Не уверен насчет популяризации, но уверен, что чем больше будет появляться площадок и заметных проектов, связанных с высоким искусством во всем его многообразии, тем больше шансов у общества смириться с разнообразием культур, эстетик, мировоззрений, начать их различать и уважать.
– В чем лично вы видите свой вклад в проект? Это первый подобный проект и первый состав жюри и во многом и от вас, и от того насколько вы будете объективны зависит дальнейшая судьба конкурса.
– Программа минимум – не навредить, максимум – помочь таланту быть услышанным.
– Как вы думаете превратиться ли проект в очередную фикцию и ангажированную историю или станет действительно самым независимым и востребованным конкурсом в России? И почему?
– Ответ даст только время – я очень надеюсь, что конкурс станет востребованным и независимым, и сам постараюсь этому способствовать. Фундамент, мне кажется, заложен перспективный.
– Что для вас было наиболее сложным во всей работе? Какой этап запомнился вам больше всего?
Жюри и автор проекта: Елена Мироненко, Андрей Борисов, Сергей Скороходов, Анна Аглатова, Андрей Бартенев, Дмитрий Курляндский, Филипп Григорьян, Филипп Чижевский. Фото — Максим ЧЕРНЫШОВ
– Сложнее всего было голосовать «против». Современная музыка, современное искусство последние десятилетия, при всей своей кажущейся сложности и непонятности, все больше деэлитаризируется, открывается к другому, непохожему, индивидуальному. Если я слышу, что человек по классическим меркам «плохо поет», то как композитор я не отвернусь от него, напротив, прислушаюсь и постараюсь обнаружить и проявить то уникальное и неповторимое, что есть только в нем. Ведь не умеют петь все по-разному, а вот умеют – более-менее одинаково (только на уровне гениев обнаруживается разность). На конкурсе нам приходится выбирать и сравнивать.
– Какой совет вы бы дали всем участникам фестиваля и конкурса на следующий год?
– Не ограничивайтесь хитами при выборе программы. И серьезно отнеситесь к качеству записи. Среди заявок было много записей в помещениях с ужасной акустикой: слишком глухой или слишком гулкой. Надо либо подбирать репертуар, подходящий акустике помещения, либо подбирать помещение под репертуар – это тоже часть художественного мышления.