Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюДух эпохи индустриализации

Дух эпохи индустриализации

Художник, внук и тезка знаменитого архитектора и градостроителя, Алексей Душкин был в составе творческого коллектива, работавшего над оформлением станции метро «Сокольники», которая посвящена героям-метростроевцам. В соавторстве с архитектором Александром Орловым и скульптором Александром Рукавишниковым он воплотил на алюминиевых панно в интерьерах станции дух эпохи индустриализации. Об уникальных работах и материалах, использованных для них, рассказал Алексей Душкин.

 

– Когда вы занялись сбором архивных материалов?

– В 2020 году. Команде, работающей над строительством станции, хотелось максимально передать дух эпохи индустриализации. Нас вдохновляли люди и истории того времени. Для оформления станции решили использовать лозунги 1930-х годов: «Есть метро!», «Даёшь метро!» и придумали свой, новый: «Нам нужно метро!».

Еще мы взяли чертежи, отмывки, фрагменты утраченных архитектурных деталей, освещения самых первых станций метро. Нам очень повезло – все эти артефакты были найдены в Музее архитектуры имени А.В. Щусева. Собрать их нам помогла директор музея Елизавета Лихачева.

– Вы были заражены настроением, который передал Владимир Маяковский в стихах о метро?

– Конечно. Такая романтика и одержимость. Когда строился Московский метрополитен, была установка делать не просто новый вид транспорта. Идея заключалась в том, чтобы человек, спустившись в метро, должен был забыть, что он под землей. Это было особенное настроение! Отсюда супрематические круги, кольца, солнце на панно…

Начиная строительство, сами метростроевцы не до конца понимали, куда идут – брали лопаты у дворников. И думали, сколько нужно лошадей – пять или четыре, чтобы метро построить?

У меня комок подступал к горлу, когда я читал историю первого тоннельного отряда. Ими руководила женщина. На первую зарплату они, скинувшись, купили самолет, чтобы заниматься парашютным спортом. Об этих людях можно сказать: через недра – в небо.

Благодаря их труду у нас и появился метрополитен, вызывающий восхищение. Со всей страны люди приезжали и приезжают, чтобы увидеть это – чудо-метро.

– В какой технике вы работали над станцией «Сокольники»?

– При создании интерьера станции метро «Сокольники» использовалась смешанная техника. Там есть и живопись, и графика, и новейшие цифровые технологии.

– Какую творческую задачу вы перед собой ставили?

– Было интересно совместить живопись художника Александра Рукавишникова с языком плаката, где преобладают локальные цвета и графические приемы. Я предложил «вытащить» рисунок, потому что рисунок у Александра Рукавишникова активный: у него очень сильная рука, нажим на карандаш – получаются царапины, удары, линии… Я старался их обесцветить и сделать цвет плоским, «бумажным», чтобы органично ввести живопись в плоскость плаката. И получилось.

– В чем вы, как художник, видите особенности архитектуры метрополитена? Например, отсутствие естественного освещения на станциях, предпочтение светлым тонам материалов, «довлеющие» потолки?.. Учитываете ли вы это в своей работе?

– Да, например, станция «Сокольники» еще не освещена, но уже сейчас сверкает и переливается. По словам тех, кто уже побывал на станции, она получилась очень уютной, ее не хочется покидать.

Метростроевцы с большим вниманием отнеслись к работе над этой станцией, так как она посвящена им. Автор станции архитектор Александр Орлов как-то сказал мне, что это его самая большая по значимости работа в жизни. Вы понимаете, насколько это круто – метростанция, посвященная метро? Все сложилось: локация – «Сокольники», где начинался столичный метрополитен.

– На одной из фотографий 1930-х годов, которая легла в основу алюминиевого панно на станции «Сокольники», изображены трое метростроевцев. Какая история связана с этим снимком?

– Фотография сделана в 1950-е годы, на ней изображены строители метро. Этого фото нет в архивах, оно из личной коллекции. Интересно, что кадр был сделан через несколько минут, после того как человека в центре фото товарищи спасли из-под завала. Кстати, на обратной стороне фото написаны теплые слова благодарности.

Само фото, конечно, обычных размеров, а высота алюминиевого панно с этим изображением на этаже составляет 3 метра, на путевых стенах – 2,8 метров. Станция «Сокольники» двухэтажная, как «Комсомольская», а потому довольно высокая – около восьми метров.

– Вы чувствуете, что вместе с вашими коллегами приложили руку к истории Московского метрополитена?

– То, что станция построена, у меня в голове не укладывается. Муки творчества, бессонные ночи, поиск единственно верного решения – все позади. Но зато теперь мы счастливые люди!

Это большое счастье – делать такие объекты, с такими людьми, как Александр Орлов и Александр Рукавишников! А Рукавишникова я обожаю с детства. Рядом с ним ощущаешь невероятную свободу. Он, как старший коллега, не поучает, не давит, а ведет себя как соавтор.

– В Московском метрополитене присутствуют разные архитектурные стили – конструктивизм, ар-деко и даже «сталинская неоклассика». А какой стиль архитектурный стиль нравится вам и почему?

– Тот, который чище – конструктивизм. Интересно не украшательство, а сам скелет конструкции, потому что его невозможно изменить. Раньше выходили справочники по дизайну – это всегда стулья и кресла, то, что привязано к эргономике. Когда находятся новые конструкции и решения – это самое интересное, ведь, скажем, стул сложно изменить.

– Где еще, помимо метро, вы работаете с алюминием?

– Алюминий – замечательный материал, в том числе для создания скульптур. Первым в нашей стране экспериментировать с алюминием, использовать его пластичность в скульптуре начал Александр Рукавишников.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru