Граффити, посвященное Пермскому балету представили в Перми

365

В 2020—2021 Пермь отме­ча­ет сра­зу два юби­лея: 150-летие Перм­ской опе­ры и 95-летие Перм­ско­го бале­та. Улич­ные худож­ни­ки высту­пи­ли с ини­ци­а­ти­вой создать в город­ском про­стран­стве граф­фи­ти, посвя­щен­ное этим датам. 11 фев­ра­ля на пло­щад­ке Morion Digital состо­я­лась пре­зен­та­ция про­ек­та и паб­лик-ток, посвя­щен­ный вза­и­мо­дей­ствию теат­ра с город­ской сре­дой и вли­я­нию обще­ствен­но­сти и совре­мен­ных теле­ком-тех­но­ло­гий на раз­ви­тие культуры.

Исто­рия созда­ния граф­фи­ти симп­то­ма­тич­на для Пер­ми. Мно­гие идеи, сде­лав­шие за 150 лет имя Перм­ско­му теат­ру опе­ры и бале­та, были ини­ци­и­ро­ва­ны зри­те­ля­ми. Это и Дяги­лев­ский фести­валь, и кон­курс арти­стов бале­та «Ара­беск». Да соб­ствен­но сама Перм­ская опе­ра появи­лась бла­го­да­ря пуб­ли­ке: камен­ное зда­ние теат­ра было постро­е­но в резуль­та­те краудфандинга. 

— В 2020 году наш театр, ока­зав­шись в ситу­а­ции лок­дау­на, сде­лал став­ку на онлайн-транс­ля­ции, что­бы сохра­нить связь со зри­те­лем. Когда мы вер­ну­лись к рабо­те оффлайн, воз­ник­ла идея граф­фи­ти как мости­ка меж­ду циф­ро­вым и ана­ло­го­вым теат­ром. Оно ста­ло логич­ным про­дол­же­ни­ем диа­ло­га меж­ду теат­ром и пуб­ли­кой, откры­то­го бла­го­да­ря мас­штаб­ным транс­ля­ци­ям. Худож­ни­кам захо­те­лось отра­зить в город­ской сре­де то, что так любят зри­те­ли — Перм­ский балет. Со сво­ей сто­ро­ны, мы поня­ли, что это воз­мож­ность напом­нить жите­лям горо­да о роли Перм­ско­го теат­ра опе­ры и бале­та как лабо­ра­то­рии, места твор­че­ско­го поис­ка и про­стран­ства, откры­то­го для дис­кус­сий на акту­аль­ные темы, – рас­ска­зы­ва­ет дирек­тор по раз­ви­тию Перм­ско­го теат­ра опе­ры и бале­та Алла Пла­то­но­ва. – Этот про­ект уда­лось вопло­тить в жизнь бла­го­да­ря парт­не­рам — ком­па­нии Miro и теле­ком-опе­ра­то­ра Дом.ru. Его под­дер­жа­ли и помог­ли в реа­ли­за­ции адми­ни­стра­ция горо­да Пер­ми и мини­стер­ство куль­ту­ры Перм­ско­го края. 

* * *

— Куль­ту­ра – это драй­вер чело­ве­че­ско­го роста и раз­ви­тия; это залог пост­ин­ду­стри­аль­ной эко­но­ми­ки. Нуж­но созда­вать воз­мож­но­сти для куль­ту­ры, кото­рая будет вдох­нов­лять новые поко­ле­ния на раз­ви­тие инно­ва­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Тех­но­ло­гии в искус­стве — это новая реаль­ность. Она с нами навсе­гда. «ЭР-Теле­ком» обла­да­ет все­ми необ­хо­ди­мы­ми ресур­са­ми для под­держ­ки акту­аль­ных куль­тур­ных инициатив.

Для рисун­ка была выбра­на сте­на дома на пере­се­че­нии улиц Горь­ко­го и Перм­ской. Про­об­ра­зом геро­и­ни, по жела­нию худож­ни­ков, ста­ла народ­ная артист­ка Рос­сии Еле­на Кула­ги­на — при­ма-бале­ри­на Перм­ско­го бале­та 1980‑х — 2000‑х, а ныне педа­гог-репе­ти­тор теат­ра. На граф­фи­ти она запе­чат­ле­на в пар­тии Кит­ри из бале­та «Дон Кихот». Автор гра­фи­че­ско­го реше­ния — дизай­нер Перм­ско­го теат­ра опе­ры и бале­та Евге­ния Мрач­ков­ская, испол­ни­те­ли — худож­ни­ки арт-сту­дии «Дело» Дмит­рий Рейс и Дмит­рий Даер.

Рабо­та над граф­фи­ти про­дол­жа­лась несколь­ко меся­цев и завер­ши­лась 11 фев­ра­ля пре­зен­та­ци­ей и паб­лик-током на пло­щад­ке Morion Digital. Уча­стие в обсуж­де­нии при­ня­ли пред­ста­ви­те­ли теат­ра и ком­па­ний-парт­не­ров, город­ской и кра­е­вой вла­сти, экс­пер­ты в сфе­ре теат­ра и урба­ни­сти­ки. Онлайн-транс­ля­цию паб­лик-тока мож­но посмот­реть в запи­си, – ком­мен­ти­ру­ет пре­зи­дент АО «ЭР-Теле­ком Хол­динг» Андрей Кузяев. 

— Театр ищет новые фор­мы вза­и­мо­дей­ствия со зри­те­лем. Он не оста­нав­ли­ва­ет­ся на тех, что в наше вре­мя ста­ли уже при­выч­ны­ми, а для эпо­хи пан­де­мии про­сто лежа­щи­ми на поверх­но­сти ​— вза­и­мо­дей­ствие толь­ко через экран и транс­ля­ции. Перм­ский театр опе­ры и бале­ты идет даль­ше, тем самым вызы­вая к себе огром­ный инте­рес, созда­вая твор­че­ские пото­ки и при­вле­кая все боль­ше людей. ​ Даже тот житель горо­да, кото­рый не инте­ре­со­вал­ся бале­том, прой­дя 20, 30 или 50 раз мимо граф­фи­ти, вполне воз­мож­но захо­чет уви­деть это вжи­вую, – гово­рит заме­сти­тель мини­стра куль­ту­ры Перм­ско­го края Мари­на Илюхина. 

Свою исто­рию Перм­ский балет ведет с пре­мье­ры бале­та «Жизель» в 1926 году. Пово­рот­ным момен­том в судь­бе теат­ра ста­ла Вели­кая Оте­че­ствен­ная вой­на (1941—1945), когда в Моло­тов (так тогда назы­ва­лась Пермь) были эва­ку­и­ро­ва­ны Ленин­град­ский ака­де­ми­че­ский театр опе­ры и бале­та им. С. М. Киро­ва (Мари­ин­ский театр) и Ленин­град­ское хорео­гра­фи­че­ское учи­ли­ще (ныне Ака­де­мия Рус­ско­го бале­та им. А. Я. Вагановой).

Об узна­ва­е­мом — перм­ском — почер­ке в балет­ном мире нача­ли гово­рить начи­ная с 1965 года — с пер­вых при­зов выпуск­ни­ков Перм­ско­го хорео­гра­фи­че­ско­го учи­ли­ща Рим­мы Шля­мо­вой и Льва Аса­у­ля­ка на Меж­ду­на­род­ном кон­кур­се в Варне. Окон­ча­тель­но он сфор­ми­ро­вал­ся в 1970‑е. Поня­тие «Перм­ский балет» неиз­мен­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с бле­стя­щей тех­ни­кой испол­не­ния и арти­стиз­мом, свой­ствен­ным клас­си­че­ско­му рус­ско­му балету.

Фото — Андрей ЧУНТОМОВ

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.