Художница Марина Звягинцева воссоздаст на «Фабрике» гигантскую квартиру времен самоизоляции

179

29 янва­ря 2021 года в день рож­де­ния ЦТИ «Фаб­ри­ка» состо­ит­ся откры­тие необыч­ной выстав­ки само­го мас­штаб­но­го site specific худож­ни­ка Рос­сии Мари­ны Звя­гин­це­вой. «Запер­тые чув­ства» на «Фаб­ри­ке» пре­вра­тят про­стран­ство зала «Оли­вье» в боль­шую квар­ти­ру, запол­нен­ную кар­ти­на­ми и инстал­ля­ци­я­ми пери­о­да тоталь­ной изо­ля­ции вес­ны 2020 года. 

«Вес­ной мы были огра­ни­че­ны в пере­дви­же­ни­ях и были вынуж­де­ны загля­ды­вать внутрь себя. Каж­дый день как День сур­ка. Этот про­ект создан для людей, кото­рые меч­та­ют еще раз пере­жить эмо­ции, испы­тан­ные в замкну­том про­стран­стве во вре­мя лок­дау­на, что­бы теперь отпу­стить их уже навсе­гда», — гово­рит Мари­на Звягинцева.

Открыв оран­же­вую дверь, зри­тель ока­зы­ва­ет­ся внут­ри квар­ти­ры, где вме­сто стен — полы, рас­чер­чен­ные скот­чем — сим­во­лом соци­аль­ной дистан­ции ушед­ше­го 2020 года. На выстав­ке пред­став­ле­ны семь интер­ак­тив­ных инстал­ля­ций. Все пред­ме­ты — убран­ство жило­го поме­ще­ния — при­об­ре­та­ют иной смысл. 

В цен­тре гости­ной напро­тив 6‑метровой муль­ти­ме­дий­ной инстал­ля­ции, внут­ри кото­рой худож­ни­ца спря­та­ла клю­чи к зашиф­ро­ван­ным в назва­ни­ях кар­тин эмо­ци­ям, вырос трех­мет­ро­вый стул («пото­му что мы сидим и пялим­ся в экран целы­ми дня­ми» , — уточ­ня­ет худож­ни­ца). Про­ект «Упа­ков­ка эмо­ций» раз­ме­стит­ся в насто­я­щем холо­диль­ни­ке, но вме­сто про­дук­тов там будут бутыл­ки с мелан­хо­ли­ей, тре­во­гой, депрес­си­ей, радостью. 

В гар­де­робе — свит­шо­ты и фут­бол­ки с выска­зы­ва­ни­я­ми вес­ны-2020 «Не тро­гай­те лицо рука­ми» и «Соблю­дай­те дистан­цию». Кро­ва­ти в спальне пре­вра­ща­ют­ся в мор­ское побе­ре­жье… Дру­гая рабо­та поз­во­лит бук­валь­но оку­нуть­ся в эмо­ции: в душе­вой мож­но будет иску­пать­ся в био­ти­пии, напи­сан­ной с помо­щью лучей про­ек­то­ра (био­ти­пия — автор­ский метод, где поток крас­ки отпе­ча­ты­ва­ет­ся на теку­щей воде). 

Под кар­ти­на­ми на сте­нах не при­выч­ные назва­ния, а пере­чень гор­мо­нов. Зри­те­лю пред­сто­ит само­му дога­дать­ся, какую эмо­цию зако­ди­ро­ва­ла худож­ни­ца. Еще один мас­штаб­ный объ­ект будет постро­ен на ули­це: клет­ка, внут­ри кото­рой рас­по­ло­жен стул, как бы пред­ла­га­ет гостям выстав­ки зай­ти внутрь, почув­ство­вать запер­тые эмо­ции и отпу­стить их. «Запер­тые чув­ства» — это спо­соб очи­ще­ния от про­шло­го стрес­са, необ­хо­ди­мо­го, что­бы шаг­нуть в буду­щее на позитиве.

«Запер­тые чув­ства» — объ­ект, иллю­стри­ру­ю­щий запрет на прикосновения.

Мари­на Звя­гин­це­ва — один из осно­во­по­лож­ни­ков паб­лик-арта в Рос­сии и самый мас­штаб­ный site specific худож­ник стра­ны. Визит­ная кар­точ­ка Мари­ны — пер­фор­ма­тив­ная тех­ни­ка био­ти­пии, кото­рую худож­ни­ца исполь­зу­ет в медиа-арте, 3D-объ­ек­тах и арт-инстал­ля­ци­ях боль­ших и малых форм. С вес­ны 2020 года Мари­на созда­ет цикл работ, посвя­щен­ный запер­тым чув­ствам и соци­аль­ным вопро­сам вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду людь­ми. Эта тема и ста­ла основ­ной для ново­го пери­о­да творчества. 

Мари­на номи­нант VII Все­рос­сий­ско­го кон­кур­са в обла­сти совре­мен­но­го визу­аль­но­го искус­ства «ИННОВАЦИЯ» (2012), Пре­мии «АРХИWOOD» (2012), два­жды номи­нант Пре­мии Кан­дин­ско­го (2008 и 2009) и Пре­мии Куре­хи­на (2011 и 2018). Мари­на так­же явля­ет­ся чле­ном Твор­че­ско­го сою­за худож­ни­ков Рос­сии, Мос­ков­ско­го сою­за худож­ни­ков и Попе­чи­тель­ско­го сове­та ГБУЗ «Моро­зов­ская ДГКБ ДЗМ».

На про­тя­же­нии послед­не­го деся­ти­ле­тия Мари­на Звя­гин­це­ва как идео­лог и кура­тор про­грам­мы паб­лик-арт про­ек­тов «Спаль­ный рай­он» раз­ви­ва­ет идею втор­же­ния совре­мен­но­го искус­ства в куль­тур­ный ваку­ум город­ских окра­ин. Мас­штаб­ные арт-объ­ек­ты Мари­ны уста­нов­ле­ны во дво­рах «Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки» в Хит­ров­ском пере­ул­ке, в ЦТИ «Фаб­ри­ка», в Моро­зов­ской дет­ской боль­ни­це, Поли­тех­ни­че­ском музее, Цен­тре дизай­на ARTPLAY, ИЦ «Скол­ко­во», а так­же на фаса­дах пуб­лич­ной биб­лио­те­ки в Нориль­ске, на фаса­де ТИАМ в Туле и на фаса­де автор­ской шко­лы Сер­гея Казар­нов­ско­го «Класс-центр» в Москве.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.