Художнику-мультипликатору Леониду Шварцману – 100 лет!

1108

Мульт­филь­мы любят все – и дети, и взрос­лые. Клас­си­ка оте­че­ствен­ной ани­ма­ции, сла­ва Богу, бога­та на чуд­ные и доб­рые исто­рии. Все смот­ре­ли смеш­ные и тро­га­тель­ные исто­рии Юрия Нор­штей­на, Вяче­сла­ва Котё­ноч­ки­на, Ива­на Ива­но­ва-Вано, Алек­сандра Татар­ско­го, Ива­на Уфим­це­ва. Но, пожа­луй, глав­ным в мульт­филь­мах были пер­со­на­жи, а их, в свою оче­редь, созда­ва­ли худож­ни­ки-муль­ти­пли­ка­то­ры. Одним из них стал Лео­нид Шварц­ман. Ашха­бад, Минск, Рига, Анси, Вене­ция, Загреб, Кан­ны, Лон­дон, Рим – на мно­го­чис­лен­ных ани­ма­ци­он­ных фести­ва­лях мира мульт­филь­мы боль­шо­го выдум­щи­ка Лео­ни­да Шварц­ма­на поль­зо­ва­лись бле­стя­щим успехом.

Он – созда­тель доб­ро­го кро­ко­ди­ла Гены и забав­но­го Чебу­раш­ки, пер­со­на­жей «38 попу­га­ев» и «Котён­ка по име­ни Гав», при­клю­чен­че­ской саги про маму-обе­зьян­ку и её пяте­рых малы­шей, мульт­филь­мов «Алень­кий цве­то­чек», «Золо­тая анти­ло­па», «Снеж­ная коро­ле­ва», ани­ма­ци­он­ных лент по про­из­ве­де­ни­ям Редъ­яр­да Кип­лин­га, Ова­не­са Тума­ня­на, Сер­гея Михал­ко­ва, Гри­го­рия Остера. 

С 30 авгу­ста по 6 сен­тяб­ря в Измай­лов­ском Крем­ле про­хо­дил фести­валь, посвя­щён­ный 100-летию со дня рож­де­ния масте­ра. Были пес­ни и тан­цы, кве­сты и игры, про­смотр мульт­филь­мов, кросс­вор­ды, инстал­ля­ции геро­ев полю­бив­ших­ся муль­ти­ков, при­зы, подар­ки, и, конеч­но, выстав­ка работ масте­ра в Мос­ков­ском Музее ани­ма­ции, а так­же ретро­спек­ти­ва фото­ра­бот юбиляра. 

Лео­нид Шварц­ман – чело­век-мастер, чело­век-леген­да, увле­чён­ный рабо­той, твор­че­ством. Он, впро­чем, как и его мно­гие собра­тья по цеху, дарил детям и взрос­лым по-насто­я­ще­му встре­чу с пре­крас­ным. Вме­сте с его геро­я­ми маль­чиш­ки и дев­чон­ки отправ­ля­лись в далё­кую Индию, в гости к доб­ро­му маль­чи­ку и жадине-радже (м/ф «Золо­тая анти­ло­па»), холод­ную и ледя­ную Скан­ди­на­вию, где мож­но было встре­тить Снеж­ную коро­ле­ву – пре­крас­ную, с огром­ны­ми гла­за­ми и лицом – мас­ка­ро­ном эпо­хи модерна. 

Про­об­ра­за­ми дат­ских горо­дов для худож­ни­ка слу­жи­ли Тал­линн, Рига, Тар­ту, а по ули­цам Мин­ска (род­но­го горо­да Лео­ни­да Шварц­ма­на) гулял кро­ко­дил Гена. С Лео­ни­дом Шварц­ма­ном мож­но было объ­е­хать мир – стра­ны СССР, южной Азии, Японии.

Худож­ни­кам и режис­сё­рам очень мно­го помо­га­ли арти­сты теат­ра и кино. Так, Рубен Симо­нов, озву­чи­вая раджу, внёс нема­ло цен­ных рема­рок в образ – жести­ку­ля­цию, мими­ку, семе­ня­щую поход­ку. В созда­нии обли­ка Чуди­ща из «Алень­ко­го цве­точ­ка» «помог» Миха­ил Астан­гов. А каким див­ным было озву­ча­ние ани­ма­ци­он­ных любим­цев – Миха­ил Каза­ков, Васи­лий Лива­нов, Все­во­лод Лари­о­нов, Надеж­да Румян­це­ва. Каж­дый был душой того героя, кото­ро­го рисо­вал, озву­чи­вал, создавал. 

Мари­на АБРАМОВА,
Фото – Мос­ков­ский Музей Анимации

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.