Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюИгорь Смиренный: «Мы ищем партнеров для создания музея этикетки и упаковки в...

Игорь Смиренный: «Мы ищем партнеров для создания музея этикетки и упаковки в Москве»

Сальвадор Дали создал логотип знаменитого Чупа Чупса, поэт Владимир Маяковский работал над рекламой Моссельпрома, а художники Иван Билибин и Михаил Врубель рисовали упаковки и этикетки. Упаковка и искусство всю свою историю шагали рядом, а отследить путь становления российского рынка упаковки можно в Сергиевом Посаде – в музее упаковки. Основатель музея Игорь Смиренный рассказал об идее создания музея, его коллекции и планах развития.

– Игорь Николаевич, расскажите, как возникла идея создать музей, посвященный упаковке?

– Всё началось в 1990 году, когда мы приступили к выпуску журнала «Тара и упаковка». Это был первый межотраслевой специализированный журнал, посвященный упаковочной тематике. Одновременно с этим, мне пришла в голову идея собирать и систематизировать образцы старинной упаковки – сказалось мое увлечение коллекционированием. Однажды в клубе нумизматов, узнав о журнале, мне подарили небольшую коллекцию пробных (типографских) экземпляров упаковок и этикеток для парфюмерии XIX – начала XX веков. Тогда будущие экспонаты музея ничего не стоили – упаковка считалась чем-то второстепенным, и никто не проявлял к ней интереса. Меня же, напротив, очень впечатлила эта коллекция. Оказалось, что до 1917 года упаковку оформляли художники, причем зачастую очень известные: Васнецов, Билибин, Врубель, Бельский, Гапонов… С этого момента и началось создание коллекции.

– 90-е годы были сложными для страны. Как в этих условиях удавалось создавать журнал и музей?

– Идейными учредителями журнала выступали Всесоюзный экспериментально-конструкторский институт тары и упаковки (ВНИЭКИТУ) в Калуге и управление АГРОПРОМТАРА Минсельхоза СССР. К сожалению, обе организации были закрыты в начале 90-х. Надо отметить, что в СССР не готовили специалистов, связанных с технологиями и дизайном упаковки. В условиях планово-распределительной экономики в них просто не было потребности. Однако именно в 90-е годы назрел вопрос создания принципиально новой образовательной специальности именно в данном направлении. В большом количестве были представлены предприятия-производители упаковки, потребители упаковки. Работал и всесоюзный комбинат «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЕ» – он объединял художников-графиков, оформлявших упаковку для всех пищевых предприятий Союза. Свои художники-оформители работали и на многих крупных предприятиях. Они и стали первыми авторами и подписчиками журнала!

– А затем появился и музей?

– Его судьбу предопределила случайная встреча – в 1996 году мы оказались в дирекции Политехнического музея и в разговоре затронули темы журнала и коллекции. Нам предложили организовать выставку старинной упаковки и уже в следующем году в выставочном зале Политехнического музея открылась выставка «Упаковка из старой Москвы». Выставка проработала лишь месяц, но вызвала большой ажиотаж – очередь на вход начиналась на улице! Многие москвичи впервые узнали о том, что крупные столичные предприятия были созданы еще в XIX веке!

– Но одним месяцем выставка не ограничилась?

– Совершенно верно. В 1998 году директор Политехнического музея Григорий Григорян предложил нам сделать еще одну выставку – «Два века русской этикетки». Экс-сотрудники упомянутого ранее «СОЮЗПРОДОФОРМЛЕНИЯ» передали нам уникальные оригиналы известных советских этикеток и упаковок, причем – рисованные, ведь компьютеров тогда не было. Так мы смогли продемонстрировать оригинальные упаковки и этикетки Российской Империи, СССР. К выставке мы также изготовили иллюстрированный альбом «Два века русской этикетки», причем распространяли его бесплатно. Обе выставки приходили не только посмотреть – многие посетители передавали свои образцы упаковок. Коллекция расширялась! Тогда нам предложили создать постоянно действующий музей упаковки, сначала как специальный отдел Политеха, а затем, в 1999 году, в одном из залов музея открылась постоянная выставка.

– Параллельно вы участвовали и в развитии образовательной программы?

– Как раз в это время по инициативе нашей редакции в системе высшего образования была создана новая специальность «Технология и дизайн упаковочного производства», и наш альбом практически стал первым учебным пособием для студентов Пищевого института, Академии печати и Института прикладной биологии, где тогда рождалась новая образовательная специальность. Помимо этого, задействовали информационные возможности нашего журнала, издавали приложение – газету «Школа упаковки». Ее бесплатно отправляли подписчикам журнала и в московские вузы. В газете рассказывали, в частности, о коллекционировании упаковок и этикеток.

– Что стало с музеем упаковки после начала реконструкции Политеха?

– До закрытия Политехнического музея мы регулярно проводили ретроспективные выставки, но в 2010 году началась реконструкция музея, и наша коллекция несколько лет хранилась в редакции. Только в 2023 году, по предложению наших партнеров из Сергиева Посада, удалось возобновить работу музея, и, что символично, сегодня он находится в 5 минутах от знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В музее постоянно проводятся сменные выставки, лектории, мастер-классы. Коллекции постоянно пополняются. Например, в результате работы на промышленных выставках «УпакЭкспо», «РосУпак» и некоторых других, где мы уже много лет делаем небольшую витрину Музея упаковки. Есть и другие источники. Кое-что приобретаем на блошиных рынках или у антикваров, у друзей. В конце февраля мы впервые сделаем в Музее выставку упаковок и этикеток – победителей международного профессионального конкурса «ПродЭкстраПак-2025». Она будет работать до конца марта.

– Можно ли предположить возвращение музея в Политех после завершения его реконструкции?

– На текущий момент — это сложно представить. Команды, которая нас пригласила, сегодня нет, да и сам музей по-прежнему на реставрации. Тем не менее мы ищем партнеров для создания музея этикетки и упаковки в Москве и открыты к предложениям – материалы и экспонаты у нас для этого есть.

– Есть ли в музее алюминиевые экспонаты?

– Первые алюминиевые банки для напитков в нашей стране появились к Олимпиаде-80. Тогда многие их коллекционировали, но к концу 90-х ажиотаж спал, и нам начали приносить экспонаты для музея. В архиве хранится и постоянно пополняется коллекция платинок и упаковок из фольги для плавленых сырков – материала хватит на организацию отдельной выставки. Кстати, интересна история первой банки для напитков, которую сделали к Олимпийским играм в Москве. Алюминиевые крышку и донышко (тогда она была трехкомпонентная) заказывали за рубежом, а обечайки делали в Союзе. Разливали в них пиво «Золотое кольцо».

– Глядя на экспонаты и на современную упаковку можете ли вы назвать объединяющие тренды?

– Сейчас в упаковке заметна работающая «ностальгия». Некоторые предприятия пытаются изготавливать упаковку «под старину», экспериментируют и ищут свои корни. Это было характерно в 90-е годы, актуально и сейчас. – Знаем, что для вас этот год особенный – сразу несколько юбилеев! – Да, в этом году у нас сразу два юбилея. Журналу «Тара и упаковка» исполняется 35 лет, а конкурсу «Заводной апельсин» – 30 лет. Ежегодно участниками конкурса становятся студенты профильных кафедр университетов и колледжей из России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Предоставлено пресс-службой Алюминиевой Ассоциации

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru