Живопись и графика Кончаловского, Экстер, Фалька, Лабаса, Нивинского представлены в Галерее «Веллум»

337

До 1 мар­та 2021 года в Гале­рее «Вел­лум» по слу­чаю 100-летия леген­дар­но­го ВХУ­ТЕ­МА­Са (Выс­ших худо­же­ствен­но-тех­ни­че­ских мастер­ских), кото­рое отме­ча­лось в 2020 году про­во­дит­ся выстав­ка «ВХУТЕМАС: насле­дие», состо­я­щая из про­из­ве­де­ний учи­те­лей и уче­ни­ков про­слав­лен­но­го ВУЗа.

П. Кон­ча­лов­ский. Пей­заж. Бау­ма­га, акварель

А. Экс­тер. Ревю. Эскиз теат­раль­ной деко­ра­ции. Автор­ский эстамп. Бума­га, гуашь, трафарет

П. Кон­ча­лов­ский. Вечер в пор­ту. Бума­га, аква­рель, гра­фит­ный карандаш

А. Лабас. Ялта. Море. Бума­га, аква­рель, белила

А. Шев­чен­ко. Девуш­ка на фоне ков­ра. Кар­тон, мас­ло, монотипия

П. Коч­на­лов­ский. Неа­поль. Улица

Нынеш­ний выста­воч­ный сезон выдал­ся необыч­ным из-за пан­де­ми­че­ских огра­ни­че­ний; тем не менее, юби­лей уни­каль­но­го учеб­но­го заве­де­ния, став­ше­го насто­я­щей «куз­ни­цей» аван­гард­ных худо­же­ствен­ных кад­ров, и поро­див­ше­го целые направ­ле­ния в худо­же­ствен­ном твор­че­стве и обра­зо­ва­нии, отме­ти­ли мно­гие госу­дар­ствен­ные музеи и част­ные гале­реи. Осо­бен­ность про­ек­та гале­реи «Вел­лум» в том, что здесь во мно­же­стве пред­став­ле­ны живо­пис­ные и гра­фи­че­ские рабо­ты как зна­ме­ни­тых учи­те­лей, так и их, не менее, в буду­щем, зна­ме­ни­тых уче­ни­ков. Боль­шин­ство про­из­ве­де­ний будут пока­за­ны широ­кой пуб­ли­ке впервые.

Наи­бо­лее мас­штаб­но пред­став­ле­но твор­че­ства Пет­ра Кон­ча­лов­ско­го (1876–1956), кото­рый пре­по­да­вал во ВХУ­ТЕ­МА­Се-ВХУ­ТЕ­ИНе с 1926 по 1929гг. Все­го в экс­по­зи­ции собра­но более пят­на­дца­ти работ Кон­ча­лов­ско­го. Десять работ пред­став­ля­ют твор­че­ство Алек­сандра Шев­чен­ко (1883–1948), кото­рый пре­по­да­вал на живо­пис­ном факуль­те­те с момен­та орга­ни­за­ции мастер­ских и почти до само­го закры­тия учеб­но­го заве­де­ния, пере­име­но­ван­но­го к тому вре­ме­ни во Все­рос­сий­ский худо­же­ствен­но-тех­ни­че­ский инсти­тут, до 1929г. Еще одну пре­по­да­ва­тель­ни­цу живо­пис­но­го факуль­те­та Алек­сан­дру Экс­тер (1882–1949) пред­став­ля­ют пять гра­фи­че­ских листов. Пока­за­ны рабо­ты Бори­са Смир­но­ва-Русец­ко­го, Алек­сандра Лаба­са, Ефро­си­ньи Ерми­ло­вой-Пла­то­вой, Рости­сла­ва Бар­то, Игна­тия Нивин­ско­го и Робер­та Фалька.

«Мно­гие выпуск­ни­ки это­го глав­но­го твор­че­ско­го инсти­ту­та стра­ны, кото­рый назы­ва­ли еще «куз­ни­цей кад­ров рус­ско­го аван­гар­да», ста­ли выда­ю­щи­ми­ся живо­пис­ца­ми, гра­фи­ка­ми, дизай­не­ра­ми, скуль­пто­ра­ми, архи­тек­то­ра­ми, кера­ми­ста­ми, худож­ни­ка­ми теат­ра, тек­стиль­щи­ка­ми, поли­гра­фи­ста­ми, – гово­рит арт-дирек­тор «Вел­лу­ма» Любовь Ага­фо­но­ва. – И сего­дня их рабо­ты, посту­пив­шие в нашу гале­рею из част­ных кол­лек­ций и тща­тель­но нами атри­бу­ти­ро­ван­ные, могут уви­деть, и даже при­об­ре­сти все желающие».

ВХУТЕМАС про­су­ще­ство­вал все­го десять лет, но ока­зал огром­ное вли­я­ние на куль­ту­ру и сво­е­го вре­ме­ни, и буду­щих вре­мен, изме­нив осно­вы худо­же­ствен­но­го обра­зо­ва­ния и под­го­то­вив уни­вер­саль­ных худож­ни­ков. Он стал свое­об­раз­ной мат­ри­цей для обра­зо­ва­ния целой серии учеб­ных и науч­но-иссле­до­ва­тель­ских заве­де­ний в обла­сти искус­ства, дизай­на и худо­же­ствен­ной тех­но­ло­гии. Из факуль­те­тов мастер­ских в Москве роди­лись МАРХИ, Сури­ков­ка и Поли­граф, а в Ленин­гра­де – Репин­ский институт.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.