Китайская мудрость: вышла новая серия IP Stories о появлении фейерверка

263

12 фев­ра­ля 2021 года, к Ново­му году по китай­ско­му кален­да­рю, науч­но-обра­зо­ва­тель­ный про­ект «IP Stories: Исто­рии из исто­рии» выпу­стил оче­ред­ную серию о курье­зах и пра­во­вых кол­ли­зи­ях в сфе­ре интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти. Новый эпи­зод посвя­щен изоб­ре­те­нию фей­ер­вер­ка в XII веке в Китае.

«Китай­цы при­ду­ма­ли фей­ер­верк исклю­чи­тель­но в мир­ных целях, — под­черк­нул кита­ист, док­тор эко­но­ми­че­ских наук, заме­сти­тель дирек­то­ра Инсти­ту­та Даль­не­го Восто­ка РАН Андрей Ост­ров­ский. — В Китае фей­ер­верк изоб­ре­ли намно­го рань­ше, чем порох, при­чем пона­ча­лу его не рас­смат­ри­ва­ли в каче­стве заря­да для огне­стрель­но­го ору­жия. Салют обыч­но устра­и­ва­ли в честь празд­ни­ков в импе­ра­тор­ских двор­цах для того, что­бы всем было весе­ло и кра­си­во. Толь­ко через пару-трой­ку веков китай­цы поня­ли, что поро­хом, исполь­зу­е­мым в фей­ер­вер­ках, мож­но заря­жать стрел­ко­вое оружие».

Китай­ский Новый год отме­ча­ют во мно­гих стра­нах, и празд­ник не пред­ста­вить без салю­тов и фей­ер­вер­ков, кото­рые часто ста­вят «пиро­тех­ни­че­ские» рекор­ды. Напри­мер, в аме­ри­кан­ском шта­те Коло­ра­до запу­сти­ли в небо со ско­ро­стью 482 км/ч сна­ряд весом более 1,1 т. Собы­тие попа­ло в Кни­гу рекор­дов Гин­нес­са. По про­дол­жи­тель­но­сти ново­год­них салю­тов абсо­лют­ное лидер­ство при­над­ле­жит ОАЭ: шоу про­дол­жа­лось 35 минут, зал­пы про­из­во­ди­лись с 16 небо­скре­бов. Фей­ер­верк в Сид­нее счи­та­ет­ся одним из луч­ших пиро­тех­ни­че­ских пред­став­ле­ний в мире. Вжи­вую его наблю­да­ют более мил­ли­о­на чело­век. При этом для Австра­лии это пре­це­дент успеш­но­го биз­не­са: в 2019 году огнен­ная заба­ва обо­шлась вла­стям в 6,5 млн дол­ла­ров, но при­нес­ла доход в раз­ме­ре 130 млн долларов.

В гон­ке за пер­вен­ство дале­ко не каж­дый пиро­тех­ник осо­зна­ет, что уни­каль­ный «рису­нок» фей­ер­вер­ка в небе — это тоже изоб­ре­те­ние, на кото­рое автор может предъ­явить пра­ва… если они оформ­ле­ны долж­ным обра­зом. Спа­са­ет тех, кто по все­му миру копи­ру­ет чужие наход­ки, лишь то, что авто­ры «взрыв­ных» инно­ва­ций в боль­шин­стве сво­ем не забо­тят­ся об охране прав. Но совре­мен­ная прак­ти­ка при­ме­не­ния зако­на и в этой ново­год­ней фее­рии может доро­го обой­тись невеж­дам. Пока патен­то­дер­жа­те­ли не про­яви­ли себя, но ряды их рас­тут. Самым круп­ным дер­жа­те­лем патен­тов на фей­ер­вер­ки ста­ла аме­ри­кан­ская кор­по­ра­ция The Walt Disney Company. Поми­мо пиро­тех­ни­ки раз­лич­ной кон­фи­гу­ра­ции в патент­ном порт­фе­ле транс­на­ци­о­наль­ной ком­па­нии есть осо­бая систе­ма, сни­жа­ю­щая нега­тив­ное воз­дей­ствие взрыв­ча­тых веществ на окру­жа­ю­щую среду.

Сери­ал создан Агент­ством ком­плекс­ных ком­му­ни­ка­ци­он­ных реше­ний Prophet спе­ци­аль­но для Ассо­ци­а­ции IPChain — круп­ней­шей в Рос­сии орга­ни­за­ции, зани­ма­ю­щей­ся раз­ви­ти­ем инсти­ту­та интел­лек­ту­аль­ной соб­ствен­но­сти. Ани­ма­ци­он­ный про­ект при­зван при­влечь вни­ма­ние твор­цов к важ­но­сти исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых инстру­мен­тов защи­ты сво­ей кре­а­тив­ной про­дук­ции. Сце­на­рий напи­сан Мари­ной Собе-Панек — авто­ром науч­но-попу­ляр­ных филь­мов и книг, чле­ном Ака­де­мии рос­сий­ско­го телевидения.

Все выпус­ки «IP Stories: Исто­рии из исто­рии» доступ­ны на стра­ни­цах Агент­ства ком­плекс­ных ком­му­ни­ка­ци­он­ных реше­ний Prophet, на кана­лах брен­да IPQuorum и Ассо­ци­а­ции IPChain в Telegram, Instagram и Facebook.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.