Михаил (Майк) Логинов родился в 1963 году в Москве. Закончил Московский финансовый институт. С 1989 года — в журналистике. Работал в известных российских газетах и журналах («Литературная газета», «Коммерсантъ», «Сегодня», «Итоги», «Профиль»). В настоящее время — главный редактор «Строительной газеты». Вдовец. Имеет двух взрослых дочерей. В 2018 году издал в системе «Ридеро» свою дебютную книгу — сборник рассказов «Десять писем к подругам». Не так давно мы опубликовали аннотацию к книге Михаила. Сегодня мы публикуем интервью с автором.
– Михаил, вот объясните, зачем вам, зрелому человеку, журналисту со стажем, потребовалось вдруг писать сборник рассказов о любви?
– Мне всегда нравилось писать. Ведь в каждом из нас есть творческое начало, и задача в том, что дать ему выход. Способ может быть любым — искусство, бизнес, наука, даже государственное управление…
– Государственное управление?
– А кто, по-вашему, все великие реформаторы? Творцы!.. Но это — не моя история.
– А ваша история какая?
– А моя история такая. Я родился и вырос в литературной, гуманитарной семье. Моя бабушка — Вероника Михайловна Тушнова, известный русский советский поэт. Слышали? «Не отрекаются любя…», «Ты знаешь, всё ещё будет…» и много других хороших стихов. Полный дом книг! Неудивительно, что писательство с малых лет представлялось мне весьма почтенным занятием. Я с детства много читал. А кто много читает, тот рано или поздно начинает писать…
– Вы довольно долго не начинали…
– Ну и что? Я же не пенсию от Литфонда собираюсь зарабатывать. Каждый человек растёт со своей особой скоростью. Всё в жизни должно происходить тогда, когда надо…
– И как вы поняли, что надо? Вообще, как родилась ваша книга?
– Это — романтическая история. Давным-давно, когда мне было 18 лет, я влюбился в одну замечательную девушку. Мы вместе учились в институте. Увы, девушка не ответила на мои чувства, и я страдал.
А после института она вдруг исчезла с горизонта. И никто не знал, где она и что с ней сталось. Шли годы. Наука и техника не стояли на места, и сэр Тим Бернерс-Ли создал интернет. Потом в России появились социальные сети. И вот одним прекрасным вечером 2007 года я сидел в одной такой сети и вдруг подумал: «А чем чёрт не шутит?» И набрал имя. И девушка нашлась! Оказалось, что она давно и счастливо живёт в одной из европейских стран. С чем можно было сравнить чувство, которое я испытал? Это, как если бы «Битлз» снова собрались и дали концерт… Мы начали переписываться. И для того, чтобы заинтересовать свою собеседницу и не дать ей снова исчезнуть, я стал вспоминать о том давнем увлечении. С юмором, без надрыва. И когда я закончил свою сагу, она вдруг спросила: «А почему ты не пишешь?» «Думаешь, у меня получится?» «Получится», — сказала она. Так это и началось.
– Так просто? Старая любовь не заржавела, а проросла литературным произведением…
– Смейтесь, смейтесь! На самом деле всё было не так просто. В 2010 году я встретил другую замечательную женщину…
– О, боже! И у вас с ней тоже был роман?
– Нет, не роман. Скорее, флирт. И умные, интересные разговоры. Эта женщина подарила мне книгу Джулии Кэмерон «Путь художника».
– Это про что?
– Это про то, как высвободить вашу творческую энергию. Такая техника, методика что ли, которую я испытал на себе…
– И в чем же там дело?
– Не стану сейчас рассказывать, потому что получится длинно. В конце концов, каждый может найти эту книгу и прочитать. Главное, ты понимаешь… и не просто понимаешь, а начинаешь это чувствовать… что в творчестве процесс не менее важен, чем результат, а может, даже и важнее!
– Как? А слава и деньги?
– Слава и деньги — вещи хорошие, но даже если вы не станете профессиональным писателем и звездой, творчество подарит вам совершенно потрясающие ощущения…
– Это как что?
– Это как секс. Чистая радость! По-настоящему круто!
– Скажите честно, ваша книга автобиографическая?
– Нет. Начав писать, ты понимаешь две вещи. Первая — что ты не создашь шедевр сразу. Вторая — что твой жизненный опыт ограничен, и ты не можешь опираться только на него. Тебе нужно придумать и рассказать историю. Поэтому все мои рассказы — это такие «коктейли» из правды и вымысла. И пропорция везде разная.
– Скажите, а журналистский опыт помогает или мешает писать беллетристику?
– Скорее, мешает. Журналистика держится факта, выдумка ей подозрительна. А писатель должен выпустить на волю фантазию.
– Хорошо, вы говорите, что писатель пишет для собственного удовольствия, а для чего читает читатель?
– Тоже для удовольствия, но не только… Я думаю, что литература — это средство обмена опытом…
– Между кем и кем?
– Между людьми, между поколениями, между народами… Вы читаете переводной американский роман и узнаете, как живут американцы.
– А если вы читаете рассказ о любви?
– Вы узнаете, как это бывает у других людей и сравниваете с тем, что было у вас…
– То есть вы уверены, что найдутся люди готовые вас читать?
– Уверен, обязательно найдутся.
– Удачи вам!
– Спасибо.