Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюМария ГУЛЕГИНА: «Постановка должна заставлять задуматься, но не искажать идеи композитора и...

Мария ГУЛЕГИНА: «Постановка должна заставлять задуматься, но не искажать идеи композитора и либреттиста»

Мария Гулегина – лучшее драматическое сопрано современности. Занималась музыкой с 4 лет. Окончила Одесскую Государственную Консерваторию имени А.В. Неждановой.

С 1983 года работала в Белорусском театре оперы и балета. В 1987 году дебютировала в театре «Ла Скала», в 1991 году в «Метрополитан опере», в 1995 году в Королевском театре Ковент-Гарден, в 1997 году в Парижской опере.

Мария Гулегина признана лучшей исполнительницей  Тоски и Турандот в одноименных операх, так же ее коронными партиями являются Абигаиль в «Набукко» и Лэди Макбет в «Макбет».

Заслуженная артистка Белоруссии. Народная артистка республики Северная Осетия-Алания.

Занимается благотворительностью и является послом доброй воли в ЮНИСЕФ. Почётный член международного попечительского совета Паралимпиады (Honorary board member of the international Paralympics committee).

С Марией побеседовали о постановках и тенденциях в современном оперном театре, на кого пойдет зритель, кому и зачем нужно учиться профессии оперного певца, про популяризацию оперы на телевидении.

– На ваш взгляд, общий уровень оперы упал или вырос? Имею в виду не только уровень исполнения. Появились ли какие-нибудь новые технологии в этой сфере?

– Не хочу показаться «графиней» из Пиковой, брюзгой и уставшей от жизни, не воспринимающей новое, НО… действительно уровень сильно упал. Сегодня позволительно петь так, как ещё в начале моей карьеры выгоняли прямо с репетиций. Ужасная тенденция «назначать» в «звезды». Потом вкладывать миллионы в раскрутку и заставлять всех это слушать. Это и есть «новые технологии». Фото в глянцевых изданиях, сироп или скандал или и то, и другое… А в то время есть певцы, которые сами по себе уникальные, но у них нет пиара, нет эксклюзива.

– Как вы думаете, что должно быть в качественной постановке, какие ингредиенты? Что должна включать в себя подготовка исполнителя?

– Постановка должна заставлять задуматься, но не искажать идеи композитора и либреттиста. Не надо свои болезни и фобии выставлять напоказ! Но многим режиссерам главное, чтоб все крутилось, мельтешило, а зачем? Я встречала режиссёра, который вообще не знал музыки и того материала, что он собрался ставить…

– Нужно ли ставить, придумывать новые постановки? Должен ли иметь место «креатив» режиссеров, допустимы ли эксперименты? И где граница между новизной и безвкусицей?

– Граница там, где кончается здравый смысл и начинается акт вандализма.

– Вам часто приходится петь в «режопере» (когда режиссер имеет свое современное видение классического произведения)? В Европе есть ли сохранение традиционных постановок классических произведений? Большей популярностью у публики пользуются классические или современные постановки?

– Я своими постановками очень довольна! Я никогда не пела в дурацких постановках! Всегда был смысл и энергетика.

– Если бы вы сами ставили оперу, о чем бы она была, какие идеи в ней отобразили? На чем бы она базировалась?

– На психологии персонажей, на работе над интонацией, над скрытым смыслом.

– Кого вы можете выделить из своих коллег и современных режиссеров?

– Боюсь, если сейчас кого – то назову, а кого – то случайно забуду, – обидятся.

– На кого может пойти зритель? Вы сами часто ходите в театр в качестве зрителя?

– На АРТИСТА пойдут те, кто в этом понимают, и будут ходить постоянно, сравнивая его же с ним же самим! Но и на скандальную личность пойдут — один раз, или если это дорогущие билеты, то это как достать трофей, но ничего общего с искусством.

– Русская опера проигрывает западной или выигрывает?

– Это не матч. Каждая опера интересна, и проигрывает только от плохой постановки и плохих исполнителей.

– Вы занимаетесь преподавательской деятельностью? На ваш взгляд, в России хорошая подготовка исполнителей? Она может конкурировать с европейской? Cохраняются ли русские традиции, какой общий уровень в училищах?

– Мой Учитель был гениальным педагогом, но поступив в консерваторию по разнарядке к другому педагогу, должна была дождаться окончания, чтоб иметь право заниматься ИМЕННО У НЕГО. А сейчас можно все. Сейчас прекрасные молодежные программы, и особенно у Дмитрия Вдовина. Готовят серьезно!

– Есть ли сейчас новые техники пения, которые используют заграничные коучи?

– Новая техника? Новая техника «производства звёзд» есть! Меньше занятий, больше пиара и скандалов!

– Какая принципиальная разница между театрами в России и других странах, в плане подхода к работе, репетициям, созданию постановок?

– Я бы не по странам разграничивала, а по времени. Сейчас везде спешат. Некогда. Быстро… у Вощака, Мути, Левайна подолгу работала, кропотливо! Молодым талантливым дирижёрам не дают сегодня возможности шлифовать, сыгрываться, и это тоже приближает ко дну… нет сил выплыть.

– Какими качествами должен обладать артист, чтобы быть востребованным в театре?

– Сегодня это всеядность и сговорчивость, чем я не обладала, но ещё 30 лет назад ценили голоса и индивидуальность, и я смогла прожить интереснейшую жизнь на сцене.

– Как молодому артисту попасть в хороший театр?

– Случай!

– Какой процент выпускников консерваторий и училищ, кто обучается именно по специальности «оперное искусство», трудоустраивается? Часто бывает так, что человек уходит в другую профессию? В этой сфере тяжелее или легче, чем артистам другого жанра?

– В зависимости от таланта, удачи и случая, который нельзя упустить.

– Что самое сложное в профессии оперного певца? Почему можно пойти или не пойти в эту профессию?

– Не нужно идти, если есть выбор! Если жить и дышать без этого не можешь — только тогда надо идти в эту профессию!

– Есть ли сейчас в Европе и России проекты, которые поддерживают молодых артистов, желающих стать оперными певцами и талантливых детей, занимающихся вокалом?

– Молодежные программы во всех театрах. Особенно успешная у Дмитрия Вдовина.

– Как вы относитесь к артистам оперы, которые уходят петь на эстраду или в иной артистический жанр?

– Это их личное дело. Это приносит популярность. Я этого не делала никогда. Вообще считаю, что петь оперным голосом не оперу, все равно, что на дискотеку заявиться в пуантах. Один раз спела программу «Песни Победы», но старалась как можно меньше «голосить», построила программу так, что песни были между двумя персонажами оперы К. Молчанова «А зори здесь тихие». Ой и наплакалась же я. Непрофессионально! Знаю! Но петь эти великие Песни с «холодным носом» невозможно!

– Как вам кажется, в России интерес к опере выше, чем к балету?

– Не думаю.

– Cуществуют ли сейчас проекты, кроме «Большой оперы», которые популяризируют этот жанр? Прививают вкус и воспитывают людей?

– Я не знаю. Но в «Большой опере» надо что-то менять.

– Как вы относитесь к телевизионным и концертным шоу, связанным с оперой? Вы бы участвовали в таких шоу в качестве члена жюри?

– Я участвовала в жюри. Но я вообще считаю конкурсы больше негативной, чем полезной практикой. Никому в голову не придёт на соревнованиях гимнасток, чтоб в судейской бригаде сидели «родные» тренеры… а у музыкантов, когда сидят педагоги или те, у кого брали уроки… то все понятно. Я ненавижу эти подковерные игры.

– Есть ли какие-либо роли, партии, которые еще не сыграны, но хотелось бы?

– Джоконда! Хотелось бы попеть Фанчуллу, с которой только недавно дебютировала на фестивале Пуччини.

– Cамый запоминающийся театральный опыт, самый яркий?

– Самый? Даже не знаю, что именно… Мой дебют в «Ла Скала» в 1987 году, и потом 16 постановок в этом театре, и два сольных концерта, — благодаря видеозаписи это останется в истории. Дебюты в «Мет»! Когда после двух последних спектаклей Шенье в 1990 году, мне сразу предложили всю серию «Тосок», вместо Терезы Стратас. Много всего…

– Как вы настраиваетесь на спектакль? Есть какие-нибудь секреты профессии?

– Уважение к своей профессии, к зрителю. Всегда за день до спектакля пижамный день. Никаких гулянок и танцев на дискотеке.

– Что помогает вживаться в образ?

– Любовь к профессии. Я поющая актриса, и это мое счастье — жить в музыке, в жизни моего персонажа!

– Где комфортнее всего петь, в какой стране? Есть ли у вас любимые театры?

– Есть! Так получилось, что всю свою жизнь я пела только в самых главных театрах — «Ла Скала», «Мет», «Ковент Гарден», в таких городах, как Вена, Париж, моя любимая Барселона, Мюнхен, Берлин. А вот в последние годы открыла для себя Софию и постановки Пламена Карталова. Обожаю все постановки в Японии. Конечно, любимый театр «Мариинский».

– Cамое яркое творческое впечатление от театра? Какой спектакль или артист произвели впечатление?

– За больше, чем 30 лет, их много!

– Кого бы вы отметили из своих педагогов, кто на вас оказал влияние?

– Иванов Евгений Николаевич! Людмила Иванова! Ярослав Антонович Вощак!!! Джанандреа Гавадзени! Рикардо Мути! Пьеро Фаджони! Джеймс Леван! Конечно, и другие дирижеры и режиссёры оказали своё влияние, и у меня, певицы с карьерой более 30 лет, это огромный список!

– С кем из педагогов вы сейчас занимаетесь?

– С Крег Рутемберг (Craig Rutenberg).

– Что побудило сделать оперное пение своей профессией? Какое событие явилось определяющим в выборе профессии?

– Не поверите! Желание доказать, что я все смогу. В 18 лет вышла замуж. В 19 родила дочь, а в 21 развелась, одной из причин было — бросить консерваторию, в которую я поступала, не надеясь на КАРЬЕРУ, но ничего другого у меня не получилось бы. Сначала хотела быть просто руководителем детского хора … а вот оно как получилось. Поняла, что я одна, с мамой и дочкой, и я должна шевелиться, как та лягушка, что попала в кувшин, и только взбивая сливки в масло, смогу ВЫКАРАБКАТЬСЯ!

– Вы жалеете, что не получилось стать балериной?

– Нет, конечно! Я слишком большая и крепкая для классического танца.

– Вы бы хотели, чтобы ваши дети и внуки пошли по вашим стопам? Стали бы артистами оперы?

– Они сами решили свою судьбу. Дочь имеет голос потрясающий и занималась оперой, потом пела рок, сочиняла свои песни. А сейчас директор в своей собственной компании импресарио. Сын пошёл в мою маму, профессора микробиолога, и ее брата, первооткрывателя космического телевидения в СССР. Занимается наукой, ближе к бабушке, жил медициной. Но и у него прекрасный голос, и до пандемии все пятницы проводили караоке.

– Если бы не опера, не искусство, то кем бы Вы хотели стать? В какой сфере себя видели?

– Ни в какой! Была бы мамой!

– О чем вы мечтаете?

– О мире, справедливости, … молю Бога о здоровье!

– На кого вы ориентируетесь нравственно и профессионально?

– Я всегда стараюсь быть такой и жить так, чтоб моим учителям и родителям не было бы стыдно за меня!

– Благодарю Вас за интервью!

Беседовала Анна (УШТАН) ВОРОБЬЁВА,
Фото из личного архива Марии ГУЛЕГИНОЙ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru