МИНИН-ХОР. Впервые за 10 лет прозвучит концерт “Пушкинский венок”

0
346

“Московский камерный хор был не только первым исполнителем многих моих сочинений. И каким исполнителем! — писал Г.В. Свиридов. — Но он явился тем первым хором, который открыл мне возможности этого жанра. Не раз в его искусстве я находил вдохновение… Отдача здесь невероятная!”

Г.В. Свиридов и В.Н. Минин на репетиции

Дружба и сотрудничество Г.В. Свиридова и создателя, ныне президента Московского камерного хора, Народного артиста СССР В.Н. Минина продолжались десятилетия. Владимир Николаевич вспоминает о подготовке к премьере Концерта для хора “Пушкинский венок”:

— Московский камерный хор мог бы исполнить это сочинение самостоятельно. Но Свиридов любил, чтобы был большой хор. Поэтому я пригласил выступить вместе с нами Новосибирский камерный хор под управлением Бориса Самуиловича Певзнера. Считаю, это был вполне оправданный шаг, потому что на тот момент наш Хор не был таким, я бы сказал, голосистым, каким он является сегодня.

“Пушкинский венок” — наша первая совместная крупная работа с Юрием Васильевичем, — продолжает Маэстро. Именно так — Юрий Васильевич, а не Георгий Васильевич —он называл композитора. — Свиридов любил некую диктатуру над дирижером. Считал: как он слышит произведение, так оно и должно быть исполнено. Ну, что ж , это — право автора. Конечно, о каком-либо споре со Свиридовым тогда не могло быть и речи. Спорить я начал позднее, когда появилась кантата “Ночные облака”.

… Из книги “90. Владимир Минин. Звук на ладонях”:

“1979 год, 180 лет со дня рождения Пушкина, премьера «Пушкинского венка» Свиридова. Что преподнесёт Юрий Васильевич? Огромный успех, овации и жизнь произведения, которая длится по сей день!”

Спрашиваем Маэстро: “Почему же в течение 10 (!) лет Хор исполнял лишь фрагменты этого сочинения?” И получаем ответ:

— Мы настолько часто исполняли “Пушкинский венок”, что у меня, как у дирижера, появилось некое пресыщение этим сочинением. Мне казалось, что повторение пройденного без нахождения каких-то новых красок, оттенков, это — бессмысленное дело.

В “Минин-хоре” — так называют нас музыканты и публика — работают педагог по вокалу, народная артистка России Н.Б. Герасимова и инспектор В.В. Нестерова, которые в 1979 г. принимали участие в премьере “Пушкинского венка”. Есть артисты, которые исполняли это произведение в 90-е годы прошлого века и в первом десятилетии века нынешнего. И есть те (их большинство), кто 16 марта впервые будут петь все десять частей этого сочинения.

— Мало кто из композиторов так знал человеческий голос и умел обращаться с этим инструментом, как Свиридов, — говорит художественный руководитель и дирижер Московского камерного хора Т.Ю. Гольберг. — “Пушкинский венок” — истинно вокальная музыка, в ней заложены самые глубокие и тончайшие переживания русской души.

За 10 лет у Хора накопилось желание полностью исполнить это произведение, а у публики — услышать его. Но это будет несколько иное исполнение, чем раньше. Другой ритм, другие решения , — продолжает Т.Ю. Гольберг. — В последнее время мы много исполняли ультрасовременной музыки. И, в частности, западной. «Пушкинский венок» для нас — отдушина.

Второе отделение концерта откроют “Три старинные песни Курской губернии” Г. В. Свиридова.

Из дневника композитора:

«Часто я вспоминаю свою родину — Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края — особенно. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».

— Юрий Васильевич в шутку называл это сочинение “отходами” от кантаты “Курские песни”, — рассказывает В.Н. Минин. — Дело в том, что в основе и того, и другого произведения лежат песенные образцы курского фольклора из сборника Анны Васильевны Рудневой. Семь из них Юрий Васильевич отобрал для кантаты “Курские песни”, созданной в 1964 году. Из остальных собирался сделать новое произведение. Начинал работу, откладывал, вновь возвращался к замыслу. «Три старинные песни Курской губернии» были изданы лишь в 1990 году. Это сочинение изначально было предназначено для нас. Создавая его, Свиридов слышал, как оно будет исполнено Московским камерным хором. Так что адрес определенный.

В 1973-1974 гг. композитор доработал отдельные музыкальные эпизоды, созданные им ранее для фильма режиссера В. Басова.

Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина “Метель” написаны для исполнения симфоническим оркестром. Тем интереснее будет услышать “прочтение” любимым хором Г.В. Свиридова переложения этого сочинения, сделанное В. Грязновым для хора, двух роялей и ударных инструментов.

— Оркестровое письмо Свиридова невероятно вокально. Роскошная музыка! Благодаря переложению В. Грязнова, мы можем соприкоснуться с ней. Это — большая радость, — говорит Т.Ю. Гольберг. — Петь переложение “Метели” удобно. Та же длиннющая мелодия, невероятная широта мелоса, в котором так и слышатся русские просторы. В вокальном исполнении эта музыка звучит настолько убедительно, что думаешь: не слышал ли Свиридов хор, когда писал для оркестра? Конечно же, хор никогда не споет так, как звучит оркестр. Но в переложении “Метели” мы находим свое, особое звучание.

По мнению Маэстро Минина, “факт появления транскрипции “Метели” свидетельствует о том, что репертуарный портфель довольно скуден, поэтому приходится перелицовывать “пиджак”.

Художественный руководитель и дирижер Т.Ю. Гольберг допускает, что коллектив могут подвергнуть критике: “мол, начали оркестровое петь”.

— Но русской музыки такого качества, как у Георгия Васильевича, которая, к тому же, вокальна в своём изложении, немного, — считает Тимофей Юрьевич. —Безусловно, нельзя говорить о том, что, перепев всего хорового Свиридова, “Минин-хор” взялся за оркестрового. Транскрипция Грязнова — отдельная “вещь”. И проба пера, когда имеется такое замечательное переложение, вполне возможна. Мы постараемся исполнить сочинение так, чтобы образы “Метели” в хоровом изложении рисовались не хуже, чем в авторском, оркестровом варианте.

Главную оценку и переложению “Метели”, и исполнению этого сочинения Московским камерным хором даст публика. Артисты ждут встречу с ней 16 марта 2021 года.

Солисты – Филипп Копачевский, фортепиано; Елена Ильина, фортепиано; Михаил Гужов, бас.

Дирижер концерта — Тимофей Гольберг.

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статья«Просвещение» и РГО приглашают понаблюдать за птицами в новом конкурсе «Чудо в перьях»
Следующая статья«Элджернон, Чарли и я». В издательстве Inspiria выходит автобиография Дэниэла Киза

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя