Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаМузей-заповедник «Абрамцево» открывает выставку «В фокусе бесконечности. Пейзажи Петра Дика»

Музей-заповедник «Абрамцево» открывает выставку «В фокусе бесконечности. Пейзажи Петра Дика»

«В фокусе бесконечности. Пейзажи Петра Дика» — название выставки, которую Музей-заповедник «Абрамцево» готовит совместно с галереей ГРОСАРТ. Пейзажный жанр выбран неслучайно: в нем видна попытка приблизиться к творчеству большого художника, его мятущейся душе в диалоге с природой.

Петр Гергардович Дик (1939−2002) — мощно заявивший о себе в последней четверти ХХ века мастер. Корпус его произведений внушителен, а выставочная история на родине и за рубежом впечатляет. Дик реализовал себя в цветной графической репрезентации, был далёк от стремления претендовать на статус High Art, принципиально отрицал игровые практики. Был подчёркнуто серьёзен.

Утверждал: «Я русский художник (воспитан на русской культуре, немец по происхождению, русский по образованию, языку и культуре)». Российские немцы: Нейгауз, Раушенбах, Рихтер, Шнитке, — у них были великие, при этом отчётливо драматические судьбы.

Обстоятельство, базисное для мироощущения будущего художника, — природа. «Я родился в степном Алтае. Безбрежное море ковыля и огромное небо. Ветер гуляет по степи, ковыль стелется, словно волны бегут по морю. Любой элемент, появлявшийся в этом пространстве, воспринимается значимо — ощущение некого космического начала».

Выпускник Строгановки (МВХПУ) Дик, начиная с 1980-х гг., всё чаще обращается к пастели. В это же время определяются пластические темы мироощущения художника. Одна из них — поиск собственного «диковского» горизонта. Горизонт играет самостоятельную образную роль. Причём горизонт не всегда видимая линия соприкосновения тверди и неба. Он вообще может не «читаться», быть невидимым. Однако, визуально или умозрительно, он присутствует в качестве самостоятельной оси некого сжатого, концентрированного пространства, «выжимки пространства» (по аналогии с ахматовским — «выжимка бессонниц»).

Далее — мотивы дверных проёмов, подземных переходов, горловины сосудов, вообще всякие отверстия и дыры; третий тип — купол. За каждым типом композиционности стоит личностный опыт художника: неуспокоенность, экзистенциональная тревога. Проём как невозможность выхода из границ своей экзистенции и одновременно — отчаянная попытка выхода. Купол: инстинктивный поиск защиты. «Деление на мир свободы и несвободы условно. Часто они меняются местами. Грань между ними проходит в нашем сознании. Вот с этой гранью в моём сознании мне и пришлось работать. Я хотел обрести своё видение, самостоятельность, научиться смотреть на всё собственными глазами» (Петр Дик).

У Дика явный дар острой изобразительной характеристики, что подчёркивается особенностью фактурно-живописных исканий средствами сухой пастели. Он работал преимущественно на наждачной бумаге. Пастель и уголь плотно и прочно садились на наждачную поверхность. Проявлялась своего рода зернь (как на литографском камне, но только собственной тактильной природы), красочный слой не забивал все поры поверхности: и цвет, и его носитель, основа, — дышали, вибрировали. Цветовые пятна на наждачную бумагу он наносил не только мелками, но и пальцами, втирал пастель в шероховатую, царапающую поверхность: композиционная ткань входила в какой-то новый контакт с основой.

«Современный художник — это прежде всего состояние сознания» (Александр Боровский). Эмоционально царапающий, «онаждаченный» цветной мир Дика. Он сам даёт этому определение: «зажатый свет». Свет у художника часто действительно зажат. Но постепенно этот свет, проникая в цвет и сообщая ему внутреннее свечение, обретает совсем другое образное содержание. Цвет включает фактор времени.

«Из всех пейзажей мне ближе всех, которые с дальним плоским горизонтом: равнины, пустыни, песочные и каменистые, которые с чёрными плоскими горами или нежно-голубыми горными грядами на высоте глаз. Там теряется чувство времени, и за линией горизонта видится всегда что-то, что вселяет надежду». Дик был верен своему материалу и технике, но, главное, верен тому одухотворённому отношению к бесконечной реальности, которое и было для него естественным и единственно возможным фокусом зрения. Оно и легло в основу его поэтики.

В 2020 году в собрание Музея-заповедника «Абрамцево» поступила уникальная художественная коллекция редакции журнала «Наше наследие», где представлен и Петр Дик. Выставка «В фокусе бесконечности» продолжает профессиональный диалог с российским искусством 1990-х − начала 2000-х гг. Зритель сможет познакомиться с более чем 30-тью произведениями Дика (многие демонстрируются впервые).

Время проведения: 15 октября – 13 ноября 2022 года.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru