Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМоскваOPUS UNIVERSUM открыл восьмой концертный сезон в День музыки

OPUS UNIVERSUM открыл восьмой концертный сезон в День музыки

1 октября в Московском Международном Доме Музыки состоялась сольная программа пианистки Елены Тарасовой, ставшая началом восьмого концертного сезона музыкального проекта OPUS UNIVERSUM. Проект OPUS UNIVERSUM (лат. «опус универсум» – «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия») объединяет исполнителей, своеобразным кредо каждого из которых могла бы стать фраза актера и театрального режиссера Юозаса Мильтиниса «Не ищите в искусстве новое, ищите вечное». Данный проект – это диалог со слушателем о философии жизни, красоте души, силе человеческого духа, силе и хрупкости человеческих чувств; о философии искусства, его постижении и осмыслении; о профессии, которая является образом жизни, мировоззрением, мировосприятием; о диалоге вне времени и пространства, который ведется между композитором и исполнителем; о понимании роли академического музыканта; о роли зрителя в концертном зале и его участии в создании интерпретации.

Концертные программы Елены Тарасовой в Доме музыки в День музыки уже стали ежегодной традицией. Были и монографические программы, посвященные юбилеям композиторов, и программы-параллели, подчеркивающие взаимосвязь культур; говорили и о музыкальном мироздании – и ключах к пониманию этого мироздания, и для воплощения этой идеи был выбран формат музыкального марафона в трех отделениях, который позволил представить тенденции основных эпох, а также направлений, менее продолжительных во времени, однако не менее важных и значимых. В этом году Елена предложила программу-символ профессионального становления музыканта-исполнителя, составленную из концертных этюдов высшего исполнительского мастерства.

Слово «этюд» знакомо многим с детства – ведь небольшие сочинения, помогающие в освоении и оттачивании приемов и видов техники, обязательно входят в программу музыкального обучения; они воспитывают необходимые технические основы, которые позволяют пианисту в дальнейшем перейти от вспомогательного этюда к художественной пьесе с аналогичным названием – а значит, вступить на бесконечный путь к вершинам исполнительского мастерства, где понятие «этюд» содержит иной, совсем не вспомогательный, смысл. Концертные этюды Фридерика Шопена, Ференца Листа и Сергея Рахманинова – это вершины исполнительского мастерства, исполнение которых невозможно без большой технической оснащенности музыканта, она необходима для воплощения высокой художественной задачи. Именно эти композиторы составляют основу виртуозного фортепианного репертуара – и именно они стали центром программы-символа.

В рамках второго отделения зрителям был представлен документальный фильм Студии Ивана Старостина, созданный к Международному Дню Музыки. «OPUS UNIVERSUM. Интервью на фоне концерта» –  это фильм-посвящение красоте классической музыки, бесконечной в постижении; фильм-размышление о роли классической музыки в жизни человека, о философии творческого пути, общении со зрителем через искусство. В съемках приняли участие артисты проекта OPUS UNIVERSUM Мирослава Фльорчак, Анна Янчишина, Елена Корженевич, Сергей Полтавский, Сергей Суворов, Алексей Кудряшов, Валерия Прокушева, Наталья Даль, художественный руководитель проекта Елена Тарасова. В Зале Шнитке была представлена киноверсия фильма; полная версия документальной ленты Студии Ивана Старостина доступна на видеоплатформах.

За программой-символом в расписании сезона OPUS UNIVERSUM следуют программы-посвящения. В октябре, в Галерее искусств Зураба Церетели Мирослава Фльорчак (сопрано) и Дмитрий Трофимов (фортепиано) представляют музыкальное приношение к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина; в программе концерта – вокальные и фортепианные сочинения М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, Н. Метнера, вдохновленные стихами великого поэта. Далее, в Государственном музее-заповеднике «Архангельское» – программа, приуроченная к Перекрестному Году культуры России и Китая, программа-диалог о красоте, гармонии, духовной силе, мудрости и величии искусства; Екатерина Мишина (сопрано) и Тинхун Ляо (фортепиано; Китай) представят сочинения П. Чайковского, С. Рахманинова, и познакомят аудиторию с музыкальным наследием композиторов Китая Ваньхуа Чу, Чжоу И, Ван Лун, Хуан Цзы.

В рамках Всероссийской акции «Ночь искусств» в Доме-музее Марины Цветаевой состоится творческий вечер актера и режиссера Александра Лимина – вечер-посвящение Артиста своим наставникам. Жизнь подарила Александру множество добрых и мудрых встреч. В рамках творческого вечера «Об учителях в искусстве» Александр будет говорить о Василии Семеновиче Лановом, бесконечно дорогом учителе, которому в этом году исполнилось бы 90 лет; расскажет об истинах, воспринятых в классах своих наставников и в работе с непревзойденными мастерами Олегом Павловичем Табаковым, Римасом Туминасом, Анатолием Шульевым, Владимиром Машковым, Аллой Сигаловой, Евгением Писаревым и многими другими.

В планах, в Культурно-просветительском центре «Дубровицы» (Подольск) – программа-посвящение Году семьи. Мирослава Фльорчак (сопрано) и Дмитрий Трофимов (фортепиано) обращаются к музыке, созданной о детях и для детей. В программе – сочинения М. Мусоргского и П. Чайковского.

В Музее-заповеднике С.В. Рахманинова «Ивановка» (Тамбовская область) Елена Тарасова представит сольную фортепианную программу «Диалоги» (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Ф. Шопен, П. Чайковский, Ф. Пуленк, А. Пярт); днем позже, – органная программа-диалог в Культурно-просветительском центре «Дубровицы» (Подольск), играет и рассказывает Олеся Кравченко; встреча посвящена И.С. Баху и Ф. Мендельсону.

И в конце ноября – камерная программа «2024: 300. 200.100.1», отмечающая юбилеи сочинений – 300-летие опуса Ж.-Ф. Рамо, 200-летие шедевра Ф. Шуберта, 100-летие редкого для российских программ произведения Э. Блоха, а также представляющая московскую премьеру сочинения, созданного композитором и пианистом А. Микитой три месяца назад – сочинения, только начинающего историю своего существования в сокровищнице музыкального искусства. Концерт состоится в Усадьбе Васильчиковых на Большой Никитской; на сцену в этот вечер выходят Анна Янчишина (скрипка), Сергей Полтавский (альт) и Елена Тарасова (фортепиано). Концертную программу дополнит показ видеопроекта Студии Ивана Старостина.

Восьмой концертный сезон OPUS UNIVERSUM завершается в декабря в Московском Международном Доме музыки. В этот день в Зале Шнитке артисты проекта Александр Лимин (художественное слово), Елена Корженевич (скрипка), Алина Батыгина (скрипка), Данила Попов (виолончель), Валерия Прокушева (фортепиано) и Елена Тарасова (фортепиано) представят масштабную монографию к 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке. Охватывая большой спектр тем творчества Альфреда Гарриевича, центральной линией концертной программы артисты оставляют красоту – чистую, пронзительную, хрупкую, способную выстоять в столкновении с пошлостью и злом и не потерять свой свет. Рассказывать ли о концепции программы? Скажем лишь то, что, возможно, это одна из самых многоплановых и пронзительных концепций этого концертного сезона.

Фото – Денис РЫЛОВ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru