Медиаиндустрия — от СМИ до кино и социальных сетей — постоянно имеет дело с информацией. Это накладывает на игроков рынка ряд зачастую неочевидных ограничений, ведь распространение информации регулируется разными отраслями права. О нюансах и подводных камнях правовой безопасности в медиасреде, а также об инструментах, которые помогают пройти эти узкие места, на форуме Mediana 2021 рассказала директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская.
По словам эксперта, информация как объект правоотношений в последние годы вытесняет более традиционные предметы регулирования. Так, помимо закона о СМИ, принятого в 1990-е годы и гарантировавшего конституционное право на доступ к информации, а также гражданско-правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, в 2006 году был принят так называемый «трехглавый» закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Если закон о СМИ дает журналисту множество прав и возможностей, в чем-то даже ставит его в привилегированное положение по сравнению с гражданами без пресс-карты, то институт интеллектуальной собственности как раз ограничивает медиа в возможностях использовать те или иные сведения.
«Плохая новость для медиа — в том, что авторское право охраняет абсолютно любой результат творческой деятельности, независимо от достоинства, качества, формы выражения. Мы в Digital IP объясняем это школьникам на примере их письменных работ: даже сочинение, за которое учитель поставил тебе двойку, — это все равно охраняемое литературное произведение», — отметила Екатерина Чуковская.
Хорошая же новость заключается в том, что не всякий контент становится объектом авторского права, например, новостные сообщения, а многие результаты творческой деятельности можно использовать в информационных целях свободно, например, в рамках так называемой «свободы панорамы» или цитирования с указанием автора и источника заимствования.
«Авторское право пытается найти баланс интересов разных участников правоотношений: автора и публики, автора и посредников, например издателей, продюсеров, редакций СМИ. В этом поиске баланса все больше открытых зон, особенно если учесть, что технологические возможности все чаще не совпадают с юридическими предписаниями», — отметила эксперт.
Екатерина Чуковская напомнила, что помимо авторских прав в медиаиндустрии существенным образом задействованы права на иные интеллектуальные продукты и средства индивидуализации: «В последние годы владельцы товарных знаков начали откровенно преследовать интернет-сайты. Доходит до смешного. Производители автомобилей судятся с собственными партнерами – автосервисами по поводу размещения товарных знаков на сайтах и вывесках».
Работникам медиа необходимо помнить, что кроме произведений есть коммерческие обозначения и фирменные наименования, правовая иерархия между товарным знаком и доменным именем и другие предметы регулирования интеллектуальных прав.
Охраняются законом пространственные модели, пришедшие на место географических карт, изображения людей и их персональные данные, а также тайны — от государственной или коммерческой до профессионально хранимой: адвокатской, врачебной, нотариальной, тайны исповеди. Непросто будет медиа и с музейными предметами, а также с государственными символами. Кроме того, прямо сейчас во всем мире идут дискуссии об охраноспособности произведений, созданных искусственным интеллектом.
Но охрана интересов творца и носителей тайны далеко не единственное, что может ограничить журналиста, медийщика и любого контент-мейкера в его профессиональной деятельности. Распространение информации, способной нанести урон здоровью и развитию детей, пропаганда экстремизма и терроризма, популяризация вредных привычек, оскорбление чувств разнообразных групп, нецензурная брань — вот лишь немногие из тем, где установлены правовые барьеры распространения информации. «Если даже в документальном фильме, где люди не играют, а ведут себя естественно, будет зафиксирована нецензурная брань, авторы столкнутся с негативными последствиями. Фильм может остаться без прокатного удостоверения, у него могут отобрать удостоверение национального фильма», — отметила директор Digital IP.
По словам Екатерины Чуковской, многие из этих проблем легко решить с помощью инфраструктуры IPChain. Авторы охотно депонируют произведения на цифровом сервисе n’RIS, чтобы иметь на руках доказательство на случай судебных споров и отслеживать законное использование произведения, а незаконное —пресекать. «Блокчейн-реестры объектов интеллектуальных прав позволяют индустрии понять, какие объекты есть на рынке, как можно выйти на правообладателя и договориться с ним об использовании объекта, как определить обоюдовыгодные условия, используя предлагаемые сервисами IPChain конструкторы договоров», — добавила юрист.
Екатерина Чуковская напомнила, что технологии для производства, дистрибуции и монетизации контента, в том числе медиа, — заглавная тема форума IPQuorum 2021: Tech for Content, который состоится 26––27 апреля в Технопарке Инновационного центра «Сколково».
Представители стартапов и корпораций, участвовавшие в дискуссии, отметили, что цифровые сервисы управления интеллектуальными правами остро востребованы отраслью. Так, генеральный директор ООО «НМГ ТЕХ» Александр Зинченко напомнил, что несколько лет назад медиакорпорация уже стала узлом IPChain.
В беседе также приняли участие сооснователь и гендиректор GetShop.TV Андрей Григорьев, директор G-Core Rus Михаил Шурыгин, генеральный директор компании MediaHills Андрей Бояринов, исполнительный директор ООО «Сарафан Технологии» Яна Александрова. Провел сессию руководитель направления «Медиа» Фонда «Сколково» Алексей Каленчук.