
Медиаиндустрия — от СМИ до кино и социальных сетей — постоянно имеет дело с информацией. Это накладывает на игроков рынка ряд зачастую неочевидных ограничений, ведь распространение информации регулируется разными отраслями права. О нюансах и подводных камнях правовой безопасности в медиасреде, а также об инструментах, которые помогают пройти эти узкие места, на форуме Mediana 2021 рассказала директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская.
По словам эксперта, информация как объект правоотношений в последние годы вытесняет более традиционные предметы регулирования. Так, помимо закона о СМИ, принятого в 1990-е годы и гарантировавшего конституционное право на доступ к информации, а также гражданско-правового регулирования в сфере интеллектуальной собственности, в 2006 году был принят так называемый «трехглавый» закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».
Если закон о СМИ дает журналисту множество прав и возможностей, в чем-то даже ставит его в привилегированное положение по сравнению с гражданами без пресс-карты, то институт интеллектуальной собственности как раз ограничивает медиа в возможностях использовать те или иные сведения.
«Плохая новость для медиа — в том, что авторское право охраняет абсолютно любой результат творческой деятельности, независимо от достоинства, качества, формы выражения. Мы в Digital IP объясняем это школьникам на примере их письменных работ: даже сочинение, за которое учитель поставил тебе двойку, — это все равно охраняемое литературное произведение», — отметила Екатерина Чуковская.
Хорошая же новость заключается в том, что не всякий контент становится объектом авторского права, например, новостные сообщения, а многие результаты творческой деятельности можно использовать в информационных целях свободно, например, в рамках так называемой «свободы панорамы» или цитирования с указанием автора и источника заимствования.
«Авторское право пытается найти баланс интересов разных участников правоотношений: автора и публики, автора и посредников, например издателей, продюсеров, редакций СМИ. В этом поиске баланса все больше открытых зон, особенно если учесть, что технологические возможности все чаще не совпадают с юридическими предписаниями», — отметила эксперт.
Екатерина Чуковская напомнила, что помимо авторских прав в медиаиндустрии существенным образом задействованы права на иные интеллектуальные продукты и средства индивидуализации: «В последние годы владельцы товарных знаков начали откровенно преследовать интернет-сайты. Доходит до смешного. Производители автомобилей судятся с собственными партнерами – автосервисами по поводу размещения товарных знаков на сайтах и вывесках».
Работникам медиа необходимо помнить, что кроме произведений есть коммерческие обозначения и фирменные наименования, правовая иерархия между товарным знаком и доменным именем и другие предметы регулирования интеллектуальных прав.
Охраняются законом пространственные модели, пришедшие на место географических карт, изображения людей и их персональные данные, а также тайны — от государственной или коммерческой до профессионально хранимой: адвокатской, врачебной, нотариальной, тайны исповеди. Непросто будет медиа и с музейными предметами, а также с государственными символами. Кроме того, прямо сейчас во всем мире идут дискуссии об охраноспособности произведений, созданных искусственным интеллектом.
Но охрана интересов творца и носителей тайны далеко не единственное, что может ограничить журналиста, медийщика и любого контент-мейкера в его профессиональной деятельности. Распространение информации, способной нанести урон здоровью и развитию детей, пропаганда экстремизма и терроризма, популяризация вредных привычек, оскорбление чувств разнообразных групп, нецензурная брань — вот лишь немногие из тем, где установлены правовые барьеры распространения информации. «Если даже в документальном фильме, где люди не играют, а ведут себя естественно, будет зафиксирована нецензурная брань, авторы столкнутся с негативными последствиями. Фильм может остаться без прокатного удостоверения, у него могут отобрать удостоверение национального фильма», — отметила директор Digital IP.
По словам Екатерины Чуковской, многие из этих проблем легко решить с помощью инфраструктуры IPChain. Авторы охотно депонируют произведения на цифровом сервисе n’RIS, чтобы иметь на руках доказательство на случай судебных споров и отслеживать законное использование произведения, а незаконное —пресекать. «Блокчейн-реестры объектов интеллектуальных прав позволяют индустрии понять, какие объекты есть на рынке, как можно выйти на правообладателя и договориться с ним об использовании объекта, как определить обоюдовыгодные условия, используя предлагаемые сервисами IPChain конструкторы договоров», — добавила юрист.
Екатерина Чуковская напомнила, что технологии для производства, дистрибуции и монетизации контента, в том числе медиа, — заглавная тема форума IPQuorum 2021: Tech for Content, который состоится 26––27 апреля в Технопарке Инновационного центра «Сколково».
Представители стартапов и корпораций, участвовавшие в дискуссии, отметили, что цифровые сервисы управления интеллектуальными правами остро востребованы отраслью. Так, генеральный директор ООО «НМГ ТЕХ» Александр Зинченко напомнил, что несколько лет назад медиакорпорация уже стала узлом IPChain.
В беседе также приняли участие сооснователь и гендиректор GetShop.TV Андрей Григорьев, директор G-Core Rus Михаил Шурыгин, генеральный директор компании MediaHills Андрей Бояринов, исполнительный директор ООО «Сарафан Технологии» Яна Александрова. Провел сессию руководитель направления «Медиа» Фонда «Сколково» Алексей Каленчук.

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.