Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойИнтервьюРежиссёр Владимир Алеников: «В "Мятежниках" рассказаны абсолютно реальные истории ребят»

Режиссёр Владимир Алеников: «В «Мятежниках» рассказаны абсолютно реальные истории ребят»

Во время премьерного показа 1 ноября фильма «Мятежники» в кинотеатре КАРО «Октябрь» ведущая события, актриса и телеведущая Ольга Спиркина пригласила на сцену сценариста и режиссера картины Владимира Аленикова. Когда он вышел к зрителям, то сразу пригласил команду, которая работала с ним, всех представил и искренне поблагодарил. Не только актеров – Ольгу Волкову, Евгения Марчелли, исполнительницу главной роли Василису Коростышевскую, юных актеров — «мятежников», но и блестящего оператора Любовь Князеву, художника Илью Евдокимова, продюсеров Константина Серебрякова и Елену Ткачук, вплоть до режиссёра монтажа Дмитрия Юшина.

Владимир Алеников снимает авторское кино для широкого зрителя, неизменно являясь режиссером, сценаристом, продюсером; порой сам делает монтаж. Однако, все это не мешает ему утверждать, что производство фильма – всегда сложная командная работа, и результат зависит от участия каждого. Так было при создании всех его фильмов, среди которых «Жил был настройщик», «Приключения/Каникулы Петрова и Васечкина», «Биндюжник и Король», «Феофания, рисующая смерть», «Нужные люди», «Короли российского сыска», «Улыбка Бога, или Чисто одесская история», «Мастерская», «Война Принцессы», «Странники терпенья», «Небесная команда», «Горгона Медуза. Репетиция с оркестром».

– Владимир Михайлович, тема «Мятежников» очень нестандартная, рискованная, зачем вы за нее взялись?

– Меня крайне заинтересовала эта история, о которой мне рассказали. Мне показалось, что история про детей с ограниченными возможностями, которые защитили свой дом-интернат от нападок коррумпированных чиновников и корыстных бизнесменов — это серьёзная, важная тема, и я стал ее раскапывать. Когда выяснилось, что вроде этой истории и не было, меня уже это не могло остановить. Я был уже заведен. Я стал ездить по интернатам, увидел много таких детей, познакомился с ними, записывал их рассказы. До этого, как и большинство живущих людей, я ими не интересовался, даже не смотрел в их сторону. Кино — вещь крайне трудоемкая, это огромные деньги, масса сил, времени. Поэтому, если уж я берусь за кинопроект, то это должна быть важная, значимая тема, раскрытие которой сможет хоть немного изменить нашу жизнь к лучшему. Так было с моими последними картинами «Война Принцессы», «Странники терпенья», «Небесная команда». Так произошло и с «Мятежниками». Я написал книгу, потом сценарий, и в конце концов мы сняли картину. Фильм стали приглашать на фестивали. Мировая премьера прошла на Шанхайском кинофестивале, европейская в Германии, ближневосточная на фестивале в Эмиратах, и вот 1 ноября наконец состоялась российская премьера «Мятежников» в кинотеатре КАРО Октябрь. А сейчас фильм вышел в российский прокат и идёт по всей стране.

– Чем зацепила Вас эта история? Что лежит в основе «Мятежников»?

– Надо сказать, что во всех своих фильмах, спектаклях и книгах я рассказываю необычные истории любви, это самая главная человеческая эмоция, и мне это всегда интересно. И в «Мятежниках» тоже без этого не обошлось. Но, конечно, главным посылом было привлечь внимание общества к этим детям, от которых либо отказались родители, либо их лишили родительских прав. Но дети все-равно прекрасны. Несмотря на тяжелейшие судьбы, они о чём-то мечтают, чего-то пытаются добиться. И так же нуждаются в любви и поддержке, как и дети, растущие в обычных семьях. Если коротко, то это фильм о единении перед бедой, о толерантности, о луче солнца в непогоду, который дарит нам всем надежду на лучшее.

– Это кино, назовем его, социально-ориентированное. Вы считаете, молодежи оно интересно?

– Когда я представлял «Мятежников» на премьере в Шанхае, 90% зала были молодые люди. Меня удивило, что большое количество людей в зале держали в руках маленькие плакатики фильма. Я подумал — надо же, как они подготовились. А потом оказалось, что они все пришли второй раз. И распечатали этот плакат, чтобы получить у меня автограф и выразить свои благодарности и эмоции. После показа, когда я отвечал на вопросы, это все и выяснилось. Буквально два или три дня назад они посмотрели фильм на фестивале первый раз, и вот пришли смотреть его снова, это меня потрясло. Я такого не припомню в своей жизни. Но и здесь, в Октябре премьера прошла потрясающе. Когда фильм стал набирать обороты, огромный зал внезапно взорвался аплодисментами. И это было много раз, до самого конца картины. То есть очевидно, что фильм сильно задевает людей, они плачут, смеются. Везде на фестивальных показах, где я был, зрители так реагируют. Это тема народная.

– Это за границей. А у нас?

– Да и у нас на фестивальных показах везде собирались полные залы, и всегда было полно молодежи. Они реагируют очень эмоционально, ярко, со слезами, со смехом. Я был на международном фестивале «Кино — детям» в Самаре. Это особый фестиваль, там жюри – детское. То есть призы присуждают сами дети. Когда мы получали награду, встал мальчик и сказал: мне 13 лет, я всю жизнь старался даже не поворачиваться в ту сторону, не смотрел на этих детей, но этот фильм перевернул мне душу, и я теперь совсем по-другому к ним буду относиться. Это очень дорогие слова для меня слова, ради этого мы и трудились над этой картиной.

– Тем не менее платформы говорят, что социально-ориентированное кино зрителю не интересно. Хотя как можно говорить, что оно не интересно, если зритель его не видит? Платформы говорят, что наиболее популярны триллеры, комедии, фэнтэзи, драмы, в крайнем случае, семейное кино. Какой жанр нужно выбрать создателям социально-ориентированного кино, чтобы привлечь внимание зрителя?

– Любой. Фильм с важной, социально-ориентированной темой может быть снят в любом жанре. «Мятежники» — это семейное кино, драма. Мой фильм «Война Принцессы» — это криминальная драма, своеобразная история Ромео и Джульетты, кавказский мальчик и русская девочка в двух противоборствующих бандах в девяностых. Фильм против ксенофобии, против межнациональной розни. «Странники терпенья», картина по моему одноименному роману – психологический триллер о том, как далеко может зайти художник в своём желании создать шедевр, где та грань, которую он не должен переходить. «Небесная команда» — это мелодрама, посвящённая замечательной хоккейной команде «Локомотив», которая трагически погибла в авиакатастрофе в 2011-ом году. Это, так же, как и «Мятежники», фильм, основанный на реальных событиях.

– Как показать прокатчикам, что «Мятежники» интересны зрителю? Чтобы социально-ориентированное кино производили и показывали?

– В России система работает так: люди ходят в кино, потому что их стимулирует реклама. Когда из каждого «утюга» что-то кричит, завлекает, тогда они идут в кинотеатр. У «Мятежников», к сожалению, никакой рекламы нет. С нас запросили гигантскую цифру на рекламу, но нас никто финансово не поддерживает, так что откуда я могу взять эти деньги? Кинотеатры дают нам один сеанс в день без рекламы, поэтому как пойдут люди на фильм, понятия не имею. Вся надежда только на «сарафанное радио».

В киносети без поддержки продвинуть кино очень непросто. Тем более такое как «Мятежники». Хозяева кинотеатров читают аннотацию – драма о детях инвалидах — интерес у них тут же падает. Они же не видели фильм, не понимают, как этот фильм действует на зрителя. Что это фильм, дарующий сильные эмоции, там много юмора и добра.

– Может, по-другому писать аннотации…чтобы эти фильмы прокатчики брали…

– Да, наверное. К сожалению, не я пишу аннотации. Когда прошла премьера в «Октябре», люди, работающие в кинотеатре, говорили, что они такой премьеры не видели много лет. Чтобы зал был переполнен, и чтобы он так бурно реагировал на картину. В конце была долгая овация. Это значит, что фильм задевает людей и трогает.

– Значит ли это, что, если такой фильм, как «Мятежники», получит финансирование на производство, ему нужна поддержка на рекламу для проката? Кто ее может оказать?

– Очевидно, что нужно что-то менять в системе. Если государство поддерживает запуск в производство подобной картины, значит, сразу необходимо предусматривать её поддержку в прокате, иначе фильм могут просто не увидеть, каким бы замечательным он ни был. «Мятежникам» на производство средства выделило Министерство Культуры, мы выиграли тендер на субсидию. Однако, если бы Минкульт еще помог с прокатом и рекламой, это была бы совсем другая история.

– Как построить эту систему?

– Ее построить можно, но, конечно, процесс занимает много времени. Скажем, на детское кино десятилетиями выделялись совсем небольшие деньги. А это категорически неправильно. Последние два-три года, наконец, что-то стало потихоньку меняться. Я думаю, нужна поддержка и Министерства просвещения, не только Минкульта. «Мятежников» активно поддержали Комитет по социальной политике и Комитет по просвещению Государственной Думы. На премьере даже выступал председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Равно как и знаменитый наш учитель, академии АПН Евгений Ямбург. Но Госдума опять же не регулирует прокат. Никто не может диктовать прокатчикам.

– Тогда снова та же стена.

– Единственный выход — создать специальную комиссию по рассмотрению таких проектов, чтобы помогать дистрибуции.

– То есть Вы считаете, что поддержка социально-ориентированного кино будет, и зритель такие фильмы увидит?

– Я и мои друзья вот как раз сейчас создаем специальный фонд. Он называется Фонд поддержки искусства кино XXI века «АКВИЛОН». (Аквилон — это свежий северный ветер). Цель Фонда — помогать реализовываться социально-ориентированным, важным, нужным проектам. Поддержать по-настоящему хорошее кино, в том числе, и детское. Мы надеемся, что к весне следующего года фонд заработает, и мы начнём производство.

– Владимир Михайлович, У Ваших фильмов была и счастливая судьба, и сложная судьба, особенно, в последние годы. Вы человек риска?

– Да, конечно, я нередко рискую. Когда меня что-то цепляет, я начинаю этим заниматься, я готов тратить на это силы, время и деньги, так было всегда, с юности. Я помню, я увидел в 74-м году картину с подписью «Комитас». На картине был изображён человек в сутане с безумным взглядом. Я стал читать о нем, узнал, что это великий армянский композитор с невероятной трагической судьбой. И меня так это заинтересовало, что уже через две недели я улетел в Армению и год там провел, сначала работая над сценарием, а потом снимая кино, которое Советская власть закрыла. И только сейчас, спустя полвека, в моей жизни появился армянский продюсер Армен Адилханян, который хочет возобновить этот проект.

У каждого фильма своя судьба. Иногда очень непростая. Фильм «Война Принцессы», о котором я уже говорил, шел к экрану 14 лет. У картины много фестивальных наград, но широкий зритель его так и не увидел, поэтому фильм ничего, по сути, не изменил и ни на что не повлиял. «Странники терпенья» — триллер о художнике и глухонемой девушке. Мировая премьера состоялась на Всемирном Монреальском кинофестивале, где фильм получил свою первую награду. Потом их было немало. Но у нас он вышел в прокат во время пандемии, когда кинотеатры абсолютно опустели. Так что широкий зритель увидел его только на телевидении, на канале «Культура». Ну и на платформах.

– Вашему фильму «Небесная команда» повезло больше, он лидировал в российском прокате. У Вас много фильмов основано на реальных историях, историях обычных людей. На основе их можно рассказать о жизни целой страны…

– Реальные истории бывают куда значимее и интереснее чем придуманные. Ни один сценарист не сочинит такое, что случается в настоящей жизни. «Небесная команда» это не обычный спортивный фильм, где герои сражаются за победу и в конце концов побеждают. Это прежде всего фильм о любви. Ведь в тот год должны были пожениться шесть пар. Ребята погибли. И остались шесть невест. Я с ними со всеми встречался, две из них так и не вышли замуж. Я встречался с родственниками, с друзьями, с теми, кто помнит этих хоккеистов, кто был с ними близок, с преданными команде болельщиками. Так был написан сценарий «Небесной команды». За исключением линии главного героя, которую я придумал, там всё правда. Равно, как и в «Мятежниках», кстати. Тоже придумана только история главное героини, всё остальное подлинное.

– Эти истории настоящие.

– Да, в «Мятежниках» рассказаны абсолютно реальные истории ребят. Я даже отказался от мысли снимать известных артистов, чтобы знакомые лица на экране не нарушали ощущение документальности и достоверности. Исключение сделал только для замечательной Ольги Волковой, сыгравшей директрису интерната. А главная героиня придумана, потому что мне нужен был какой-то стержень, на котором будет строиться сюжет. За последнее время в разных городах мне рассказали с полдюжины подобных историй, когда дети пытались отстоять своё здание, но все они закончились поражением. В Питере после показа подошла зареванная девушка-блогер, сказала эта история про меня, я росла в интернате, и у нас его отняли, мы ничего не смогли сделать, хотя боролись. И после премьеры в «Октябре» подошла женщина, сказала, я педагог, мы сражались, вместе с детьми пытались спасти наш дом, но не спасли. Но я считаю, что люди должны выходить из кинозала с надеждой. Что добро победит, что в жизни есть свет. Я считаю, что искусство должно вдохновлять и поддерживать. Поэтому я сознательно сделал счастливый конец. «Мятежники» побеждают.

Беседовала Кира МАГИД

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru