Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойКиноРоссийская и советская музыка в мировом кино

Российская и советская музыка в мировом кино

Успех любого фильма зависит от множества факторов, и одним из ключевых является грамотно подобранная музыка. Саундтрек не только создает атмосферу и подчеркивает повороты сюжета, но и раскрывает характеры и эмоции героев. При этом можно без всякого преувеличения утверждать, что творчество российских композиторов помогло обрести счастливую судьбу сотням зарубежных картин.

Наша классика в тренде

Русская классическая музыка всегда была востребована за рубежом. Творения российских музыкальных классиков можно обнаружить в американском и европейском кино самых разных жанров и направлений. Например, музыка Михаила Глинки впервые использовалась в зарубежном кино в фильме «Анна Каренина» с бесподобной Вивьен Ли (1948), а его гениальная «Камаринская», навеянная почти два века назад русской плясовой, звучит и в XXI веке — в финале комедийно-драматического фильма американского режиссера Уэса Андерсона «Отель “Гранд Будапешт”» (2014).

Выбор обладателя пяти «Оскаров» Дэвида Лина в «Докторе Живаго» (1965) — произведения Сергея Рахманинова. Вуди Аллен известен как фанат джаза, однако в своей картине «Любовь и смерть» (1975) отдал предпочтение музыке Сергея Прокофьева.

В «Онегине» (1999) с Лив Тайлер и Рэйфом Файнсом — вероятно, в поисках наиболее ярких художественных приемов для раскрытия секретов русской души — Ольга и Ленский исполняют песню Исаака Дунаевского «Ой, цветет калина». Английского режиссера Марту Файнс, видимо, не смутило, что песня была написана для любимого фильма Иосифа Сталина «Кубанские казаки».

В «Убить Билла» (2003) Квентина Тарантино органично вписался «Полет шмеля» Николая Римского-Корсакова, а в «Подручного Хадсакера» (1994) братьев Коэн — «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Адажио из балета «Спартак» Хачатуряна звучит в любовных сценах фильма 1968 года «Майерлин» Теренса Янга с Омаром Шарифом и Катрин Денёв в главных ролях.

«Вальс № 2» из сюиты Дмитрия Шостаковича украсил саундтрек фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» (1999), а студия Disney создала полноценную мультипликационную экранизацию симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк» (1946).

«Полюшко-поле» трех континентов

Но не классикой единой. Одним из самых ярких примеров использования в кино популярной музыки советских композиторов стала судьба песни «Полюшко-поле», написанной Львом Книппером в 1933 году.

После того как ее широко использовали в сатирических вариациях на тему холодной войны, она неожиданно стала популярной на Западе, ее исполняли в собственной аранжировке группы Jefferson Airplane и Blackmore’s Night.

Мелодия из «Полюшко-поле» появилась и в саундтреке документального сериала о природе Майкла Пэйлина (1992–1997), и в титрах фильма Аки Каурисмяки «Ленинградские ковбои едут в Америку» (1989).

Именно с нее начинается и хит Роберта Земекиса «Изгой» (2000) с Томом Хэнксом: мальчик Коля бежит через всю Москву с посылкой почтовой службы FedEx под мышкой под фонограмму хора Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

t.A.T.u. не догонят

Есть и более современные примеры. Дуэт t.A.T.u. стал за рубежом едва ли не самой популярной российской группой за всю историю отечественной поп-музыки. В начале 2000-х треки t.A.T.u. были на вершине мировых хит-парадов, клипы ротировались на MTV в США и Великобритании. Юлия Волкова и Лена Катина выступали на церемонии вручения премии журнала Billboard.

Интерес к эпатажному женскому дуэту проявили и иностранные режиссеры. Например, в финальной сцене фильма «Кодекс вора» (2008) герои Антонио Бандераса и Рады Митчелл целуются под аккомпанемент англоязычной версии песни «Нас не догонят». В британской романтической комедии «Бойфренд из будущего» (2013) на вечеринке играет другой хит группы — «Я сошла с ума», а во втором сезоне сериала «Сплетница» (2021–2023) Дженни Хамфри танцует с друзьями под кавер-версию песни группы The Smiths «How Soon Is Now» в исполнении t.A.T.u.

«Ленинград»… с Аркадием Северным

t.A.T.u. не единственная российская группа, засветившаяся в зарубежном кино. В приключенческой трагикомедии «Свет вокруг» (другое название «И всё осветилось») (2005), снятой по книге Джонатана Сафрана Фоера «Полная иллюминация», звучит песня родоначальника русского шансона Аркадия Северного «Здравствуйте, мое почтение» и три хита группы «Ленинград»: «Маленький мальчик», «Дикий мужчина» и «Звезда рок-н-ролла». При этом одного из героев фильма играет солист мультинациональной группы Gogol Bordello Евгений Гудзь.

Другой трек питерской команды во главе с Сергеем Шнуровым — «Ласточка» — используется в новозеландском фильме Джемейна Клемента и Тайки Вайтити «Реальные упыри» (2014), а также в американском сериале-ремейке «Чем мы заняты в тени» (2019). Эта песня успешно вписалась в атмосферу абсурда, воссозданного на экране.

Роялти Рахманинова

Случались при использовании музыки российских композиторов и казусы. Многие помнят знаменитый эпизод из сериала «Бойфренд из будущего» (2013), где героиня подпевает хиту All By Myself, проводя Рождество в одиночестве, но не все знают, что эта песня сочинена по мотивам 2-го фортепианного концерта Сергея Рахманинова.

Автором переработанной композиции объявил себя Эрик Кармен, который впервые исполнил ее в 1976 году. Вот только он сильно ошибся, посчитав, что музыка Рахманинова уже стала общественным достоянием. До суда, впрочем, дело не дошло. Заключив мировое соглашение с наследниками великого русского композитора, Кармен выплатил им 12% роялти и включил Сергея Рахманинова в соавторы сингла.

И это были весомые деньги: песня стала популярной и в 1976 году три недели занимала второе место в чарте Billboard Hot 100. Более того, в 1996-м свою версию хита представила Селин Дион, и на этот раз композиция оказалась на четвертой строчке Billboard.

«Вижу пламя в вас я победное»

Каких бы жанров и направлений музыку вы ни любили, можно вспомнить примеры ее использования.

Если говорить о роке, то, скажем, песня «Спокойная ночь» группы «Кино» звучит в дебютном фильме Софи Бартез «Замерзшие души» (2009) о пересадке человеческих душ. Если о поп-хитах, то песню группы Serebro «Mi Mi Mi» включили в саундтрек комедии «Шпион» (2015) с Мелиссой Маккарти, Джудом Лоу и Джейсоном Стэйтемом.

Пригодились русские романсы! Один из самых известных в мире — «Очи черные» — пришелся по душе Дэвиду Кроненбергу, который взял «Очи» в свою картину «Порок на экспорт» (2007), ставшую экскурсом в будни русской мафии.

Где еще звучит наша музыка, можно перечислять до бесконечности, и этот обзор не претендует на полноту. Так что даже при явном желании поставить под сомнение значение российской музыки для зарубежного кино ее признание состоялось и отмечено в мировой культуре: это всеобщее достояние с богатым прошлым, настоящим и, безусловно, грандиозным потенциалом на будущее.

Материал предоставлен журналом «КиноРепортер» для АртМосковии

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru