Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

Домой366INFO.RUСколько зарабатывают кинематографисты в России?

Сколько зарабатывают кинематографисты в России?

В России продолжает бурно развиваться индустрия кино, в ней сложилась когорта звезд и суперзвезд, и ежегодно появляется масса молодых специалистов, при этом нет понимания уровня гонораров на рынке, а вопрос о том, почему кто-то так много или мало получает, становится острее с каждым годом. Новички могут стремительно взлететь по карьерной лестнице, но при этом не хватает информации о том, с какой суммы начать и что за эти деньги предстоит делать.

О том, сколько зарабатывают кинематографисты, у нас часто не знают сами кинематографисты. Индустрия неохотно говорит о ставках и условиях труда, а информация о вакансиях нерелевантна рынку. Кто-то скрывает данные, кто-то намеренно завышает или занижает цифры; у больших студий и платформ разные подходы к выплатам. Актуальная информация о зарплатах чаще всего встречается в частных разговорах и переписках, реже — в интервью и персональных блогах. В курилках и чатах пугают историями о странных суммах в конвертах и нечаянных миллионах, которые сваливаются на дебютантов. При этом все — и платформы, и продакшены, и телеканалы, и таланты — публично уверяют, что заинтересованы в большей прозрачности.

Исследование Кинопоиска и Московской школы кино — попытка начать большой разговор о деньгах и зарплатах в кино.

профессии в кино

Как cчитали

Этот спецпроект опирался на серию интервью с киноспециалистами. Были собраны отдельные комментарии о специфике их работы и заработке. Затем расширили список респондентов, чтобы верифицировать данные — так появились анкеты, основанные на первичных комментариях, где респондент мог оставить контакты или отвечать анонимно. Чтобы контролировать качество выборки, опросники рассылались действующим представителям индустрии, независимым продюсерам, кураторам и выпускникам МШК персонально.

В ходе сбора данных и общения с кинематографистами были немного скорректированы формы: где-то сделали классификацию по грейдам, то есть по уровню должности, как в VFX, где-то — по типу ролей, как у актеров, а где-то — по жанрам, как у сценаристов. При этом респонденты не были ограничены в формате ответов, каждый сам выбирал, какую форму оплаты указать, исходя из особенностей профессии: зарплату за месяц, гонорар за смену (12 часов работы) или проект, с бонусами или без. В рамках одной профессии данные о ставках, как правило, совпадали, но различались значения: кто-то указывал одну цифру, другие — диапазон.

Чтобы привести информацию к общему виду, максимально обобщали полученные данные:

  • складывали все указанные цифры и вычисляли среднее значение;
  • добавляли средние цифры от профсоюзов и информацию, которая есть в открытом доступе, и еще раз вычисляли среднее значение;
  • минимально дифференцировали типы проектов (например, для всех профессий, кроме сценаристов, для которых критически важны жанры, были указаны в таблицах не «ситкомы и драматические сериалы для стримингов», а просто «сериалы»).

Всего было опрошено более 130 человек в период с августа 2023 года по май 2024-го. Дополнительно включили данные из открытых источников, Межрегионального профсоюза кинематографистов и документы со ставками от продюсеров и продакшенов, которые они используют для бюджетирования и расчетов гонораров.

Исследователи сконцентрировались на творческих специальностях, которые непосредственно связаны с производством на площадке и постпродакшеном и о ставках которых в публичном поле мало данных. Задачей было попытаться собрать информацию о средних доходах профессионалов, которые котируются и известны на рынке, но не являются суперзвездами. При этом в опросе участвовали некоторые сценаристы-звезды, знаменитые актеры и операторы.

Аналитики связывались с представителями разных кинопрофессий, но не все специалисты откликались. К сожалению, не удалось собрать достаточно данных для позиций «редактор в кино», «аниматор», «художник по гриму» и «художник по костюмам», чтобы включить их в спецпроект. В итоговый список вошли данные о зарплатах в десяти профессиях: актеры, звукорежиссеры, композиторы, операторы, продюсеры, режиссеры, режиссеры монтажа, сценаристы, художники-постановщики, VFX-художники (в алфавитном порядке).

Представленная статистика не идеальна, что обусловлено разрозненностью информации и стремлением представить ее нагляднее. Некоторые реальные примеры зарплат и гонораров могут значительно отличаться от приведенных цифр, потому что на рынке не существует общепринятых и зафиксированных планок оплаты труда. Дополнительная сложность в том, что гонорары звезд и суперзвезд с многолетним опытом и портфолио могут быть значительно выше средних показателей, а институт профессионалов-звезд по-разному устроен, например в актерской сфере и в области художников-постановщиков (на некоторых графиках отмечено, что в опросах принимали участие больше топовых или начинающих специалистов).

Спецпроект также не учитывает разделение по типу заказчиков: многие специалисты отмечали, что ставки на премиальных проектах для стримингов в разы выше, чем гонорары на небольших телеканалах или авторских проектах. К сожалению, мы не собрали достаточно данных, чтобы выделить все подобные случаи в отдельную категорию, но постарались сформулировать эту и другие особенности рынка в описаниях специальностей. Мы также попросили представителей некоторых профессий прокомментировать их особенности. Эти цитаты приведены после описаний отдельно и подписаны.

Еще раз стоит подчеркнуть, что спецпроект МШК и Кинопоиска не научное исследование, а набор выводов и предположений, сделанных на основе серии анкет и интервью.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru