Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир театраСмерть против смерти

Смерть против смерти

Император — Михаил Никаноров

В театре «Геликон-опера» поставили одноактную оперу чешского композитора еврейского происхождения Виктора Ульмана «Император Атлантиды», приурочив событие к празднованию 79-ой годовщины Великой Победы и 80-летию самого сочинения. Спектакль создан силами молодых постановщиков – режиссера Вадима Летунова, выпускника мастерской Дмитрия Бертмана, предложившего идею этой постановки как дипломную, Елены Сосульниковой, дебютировавшей в качестве дирижера-постановщика, и художника-постановщика Ростислава Протасова.

Появление оперы связано с трагическими событиями в жизни композитора в годы Второй мировой войны – она писалась в «образцовом лагере» для евреев, организованном нацистами в чешской крепости Терезин в 1942 году для фальшивой демонстрации миру милосердия Гитлера, даровавшего евреям город. В нем и правда допускалось творчество, которое было немыслимо на территории нацистской Германии. Но это лишь потому, что было понятно – за пределы Терезина оно не выйдет. Композитор провел в этом концлагере два года и успел написать 20 сочинений.

Опера «Император Атлнатиды» – памятник трагедии еврейского народа времен Второй мировой войны. По словам Виктора Ульмана, эта опера о «жизни, которая разучилась смеяться. И о смерти, которая разучилась плакать, в мире, разучившемся радоваться от жизни и умирать от смерти» — этот текст звучит в прологе, знаменуя мироощущение узников концлагеря и в целом состояние сознания людей того времени.

Литературный текст оперы основан на библейских и антропософских мотивах. Он содержит аллегорическое изображение реальных исторических лиц, воспоминания композитора о Первой мировой войне, в которой он участвовал, намеки на быт и жизнь обитателей Терезина, мотивы литературных источников – сказки братьев Гримм «Смерть в кумовьях», «Биология войны» Г. Николаи, «Тантал» Ф. Брауна.

Смерть - Александр Киселев

Смерть — Александр Киселев

Несмотря на эзопов язык сочинения и аллегорические образы в духе масок комедии дель арте, несмотря на едкую сатиру, пронизывающую сюжет, в котором сама Смерть, наделенная телом и голосом, отказывается от своих обязанностей в ужасе от деяний деспота-императора, и люди перестают умирать, нацистская цензура распознала посыл авторов. В 1944 году после генеральной репетиции сочинение было запрещено, а композитор вместе с либреттистом оперы, 25-летним Петером Кином, были отправлены в газовую камеру в Аушвице. Партитура же была передана библиотекарю гетто, пережившему войну, а после ее обнаружения в 1975-м опера была впервые поставлена в театре Bellevue в Амстердаме, получив затем признание во всем мире.

Новая постановка Геликона – это вторая сценическая постановка «Императора Атлантиды» в России. Первая была поставлена Аллой Чепиногой в мае 2022 года в Зале Полководцев Музея Победы в Москве силами оркестра и солистов института «Академия имени Маймонида» РГУ имени А. Н. Косыгина под дирижерским руководством Дмитрия Вакарчука.

Барабанщик - Юлия Никнорова

Барабанщик — Юлия Никанорова

Солдат - Давид Посулихин, Девушка - Софья Цыганкова

Солдат — Давид Посулихин, Девушка — Софья Цыганкова

Громкоговоритель - Андрей Орехов

Громкоговоритель — Андрей Орехов

Состав партитуры камерный – 7 певцов и 14 инструментов, среди которых саксофон, гитара, фисгармония, клавесин – весьма вероятно, что композитор был ограничен в творческом выборе и ориентировался на то, что было доступно для исполнения в условиях Терезина. Но, тем не менее, он наделил своим инструментальным тембром каждого героя: Императору соответствует гобой, Смерти – фортепиано, Барабанщику – малый барабан, Солдату – клавесин, Громоговорителю, комментирующему действие и отчасти олицетворяющему самого композитора, – труба.

Музыка талантлива и напоминает о принадлежности Виктора Ульмана к школе Шенберга – она экспрессивна, эклектична и изобретательна в своем соответствии дерзкому сюжету. Она несет отпечаток не только позднего романтизма и экспрессионизма, на которых вырос автор, но также включает элементы самой разнообразной музыкальной культуры того времени – джаза, song-театра Курта Вайля, протестантского хорала. Ульман интегрирует в музыкальный текст цитаты из известных сочинений, создавая тонкие смысловые намеки. Например, объявление Барабанщиком приказа Императора о начале священной войны происходит под музыку Гайдна из песни Deutschland uber alles («Германия превыше всего»), бывшей гимном Третьего рейха. В сцене, где Арлекин прославляет радости жизни, цитируется «Песнь о Земле» Густава Малера, запрещенного фашистами. Когда же, ближе к финалу, Смерть призывает Императора, звучит канкан. Финальный квартет «Приходи, Смерть, наш почетный гость» — это лютеранский хорал, исполняемый под аккомпанемент скрипки и гитары в стиле «кантри». Елене Сосульниковой удается акцентировать все эти детали партитуры, создав стройное и рафинированное вокально-инструментальное полотно.

Смерть - Александр Киселев, Император- Михаил Никаноров

Смерть — Александр Киселев, Император — Михаил Никаноров

Визуальное решение спектакля, как и костюмы героев, даны в черно-белых тонах – словно бы старинная пленка проматывается перед взором в газовой дымке. Отдельно выделим работу художника по гриму Натальи Блинковой, создавшей на лицах персонажей яркие маски.
Сценография отличается минималистичностью. Центр композиции – кабинет Императора, расположившегося за столом с металлическими шахматными фигурами и телефоном, по которому он отдает свои приказы. Кабинет находится в глубине сцены Белоколонного зала княгини Шаховской, а основное действо разыгрывается на черном квадрате авансцены, окруженном зрительскими рядами. Артисты двух поколений театра, участвующие в этом спектакле, блестяще освоили непростой музыкальный текст, продемонстрировав одновременно яркие вокальные возможности, драматический дар и заслужив бурные зрительские овации.

Евгения АРТЕМОВА,
Фото – Ирина ШЫМЧАК

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru