Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМузыкаТоржество русского духа

Торжество русского духа

Дни культуры Алтайского края в Москве продлились четыре дня и проходили на самых престижных площадках российской столицы. Они открылись в Большом зале консерватории грандиозным концертом русской музыки.

«В юбилейные Дни Алтайского края в Москве акцент был сделан на академические и просветительские программы и это целиком и полностью отвечает миссии нашего концертного агентства Силакультуры.рф. Просветительская деятельность и популяризация классической музыки —это моя личная страсть и вклад в развитие современного общества.

В моей копилке организация культурных и просветительских проектов в разных городах и на разных площадках России: Новосибирск, Томск, Волгоград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи, Тверь, Курск, Псков, конечно Москва. Но в этот раз была особая ответственность, так
Большой зал Московской консерватории это одна из культовых и самых значительных концертных площадок в России. Счастлива, что все задуманное получилось и самое главное, что до сих пор мы получаем благодарственные отзывы от наших слушателей»,-поделилась директор концертного агентства «Сила Культуры.рф» Марьяна Бердникова.

Перед столичной публикой выступил старейший на Алтае профессиональный музыкальный коллектив — Симфонический оркестр Государственной филармонии Алтайского края. Уже более полувека он ведет активную просветительскую деятельность. «Сейчас в Москве проходят дни Алтайской культуры. Наша филармония представляет два концерта, первый из которых организован в самом значимом и намоленном зале России — в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Около десяти лет назад мы здесь уже играли с дирижером Владимиром Рыловым, который тогда возглавлял оркестр. А сегодня выступили с дирижером Дмитрием Лузиным, представляющим екатеринбургскую школу дирижирования. Вдобавок играли со столичными солистами», — рассказала директор Государственной филармонии Алтайского края Елена Надточий.

Гастрольные выступления алтайцев так и были названы организаторами – «Великие русские концерты». Сделать акцент на национальной музыке – идея очень правильная и даже необходимая в период, когда страна переживает непростые времена. Тем более, что кладезь русской музыки поистине неисчерпаем, и что особенно отрадно – он постоянно прирастает новыми сочинениями. Гастроли музыкантов знаменитого сибирского края – Алтая, известного на весь мир своими уникальными природными красотами, — подчеркивают идею единения огромной страны, силы ее духа и величия ее культуры. В программе инаугурационного концерта Дней Алтайского края, которые проходили в Москве в середине октября, были гармонично объединены хиты русской классической музыки и совсем свежее сочинение молодого московского композитора – продолжателя традиций русской композиторской школы.

Вступительное слово на себя взял Денис фон Мекк – представитель знаменитой меценатской династии, общественный деятель и волонтер культуры. Он сосредоточился на личностях Чайковского и Рахманинова, двух великих русских композиторах, отношения между которыми были доверительными и теплыми: первый в свое время увидел во втором надежду русской музыки и продолжателя ее великих традиций, в свою очередь, младший боготворил старшего, избрав его творчество своей путеводной звездой в искусстве, не боясь считаться старомодным, стопроцентным романтиком в век, когда в моде были уже совсем «другие песни». Интересные факты из жизни композиторов оратор перемежал цитатами из книг и прессы тех лет – получился любопытный экскурс в эпоху fin du siècle, вершинный период искусства старой России. А еще фон Мекк в своем выступлении настаивал на органичной русскости обоих классиков – сомневаться в этой аксиоме не приходится.

Сочинения классиков составили основу афиши концерта. В первом отделении прозвучал Третий фортепианный концерт Рахманинова – популярное, любимое публикой сочинение, исполняемое в наших залах весьма часто. Солировал петербургский пианист Александр Лубянцев, известный как своими сложными отношениями с Конкурсом Чайковского, так и удивительными интровертными интерпретациями известных классических опусов. В его исполнении наиболее интересны были лирические фрагменты сочинения, требующие прозрачности фактуры и поэтического настроения – мягкость, мечтательность, задушевность, тонкость на грани романтической болезненности. В кульминации же яркость эмоций и четко обозначенная экспрессия были даны с некоторой дистанцией, как своего рода философский взгляд на проявления страстей – Рахманинов у Лубянцева вышел более погруженным в себя, чем к этому привыкла широкая публика, чувства оказались более нежными и эфемерными, не выплескивающимися полноценно наружу и захлестывающими зал, а словно удерживаемыми подспудно и оттого сохраняющими свою таинственность, даже в момент наивысшего напряжения. И в этом была и необычность, и привлекательность интерпретации. С оркестром Алтайской филармонии под управлением маэстро Дмитрия Лузина у солиста был явлен превосходный контакт, при этом в какой-то степени оркестровый «аккомпанемент» 
усиливал эмоциональный накал исполнения.

Второе отделение открыла московская премьера – была исполнена «Сибирская поэма» Алексея Чернакова, симфоническая картина-приношение величию и красоте сибирской земли. Сочинение уже звучало в городах Сибири, теперь его могли оценить и столичные меломаны. Могучая сила сибирской природы, ширь рек и грандиозность сказочных лесов, звуки природы и суровые хмури климата – все слышится в этом ярком произведении, в котором многослойность оркестровой фактуры гармонично соседствует с выразительной и ясной мелодикой. Маэстро Лузин и Алтайский оркестр с блеском донесли до слушателей красоту и свежесть новой партитуры, с которой поэтика и эпичность находятся в счастливом балансе, показывая разные грани сибирского характера. Сочинения Чернакова все чаще звучат в российских залах – как столичных, так и региональных: музыка молодого автора все больше находит признание, находит своего слушателя. Памятно, например, концертное исполнение в 2018 году его оперы «Вещий сон» в этих же стенах: история любви на фоне батальных сцен Отечественной войны 1812 года оказалась тогда по-настоящему музыкально захватывающей.

Финалом и кульминацией вечера стало исполнение супер-хита «всех времен и народов» – Первого фортепианного концерта Чайковского, феноменально сыгранного московской пианисткой Еленой Дроздовой. Техническая безупречность и глубокая одухотворенность, яркая экспрессия и полная самоотдача, тонкая музыкальность и философская эпичность – вот богатая палитра музыкантских качеств игры Дроздовой, заставляющая воспринимать заигранное сочинение как абсолютно свежее и душевно трогающее. Удивительное сочетание силы, даже мощи, четко прослушиваемой в игре пианистки, с интеллектуальной изысканностью, ласковой задушевностью, неслезливой меланхолией вызывает эффект настоящего, полноценного объема русского характера, той многомерной оптики, через которую вдруг, в один момент становится понятной та самая пресловутая таинственная русская душа, разгадывать которую можно долго, а почувствовать – сразу. Если есть медиум-проводник, способный в звуке сказать так много, донести невербально все эти мысли посредством эмоции: Елена Дроздова, безусловно, является таким уникальным медиумом, способный в миг раскрыть тайники русской души.

Но это вовсе не означает, что пианистка – лишь мастер узкой темы. Ее бис – не менее хитовый до-диез-минорный вальс Шопена – оставляя место славянской меланхолии, дает сразу и другое измерение: утонченный европеизм, эстетство высшей пробы, поданной изящно и естественно. Русская задушевность при этом никуда не ушла – и эта теплая краска делала дроздовского Шопена еще более близким отечественному слушателю. Елена Дроздова известна интерпретациями и иной европейской музыки – например, блистательным прочтением листовских опусов, поэтому ее шопеновский бис в этом смысле не оказался сюрпризом, а лишь подтвердил многогранность и универсализм исполнительского таланта пианистки.

Александр МАТУСЕВИЧ,
Фото — Алексей МОЛЧАНОВ

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru