Владимир Козин. Зеленый кирпич
В экспериментальном пространстве Музея AZ — AZ/ART — представили новый проект «Системы мимикрии», состоящий из трех выставок. Вынесенный в название биологический термин служит поэтической метафорой, раскрывающей комплекс поведенческих ритуалов, социальных практик, способов художественного мышления и путей формирования эстетики, возникающих в ответ на турбулентность, опасность и перестройку внешней среды. Куратор проекта — художник, искусствовед Александр Дашевский. Посетители увидят работы Анатолия Зверева, Олега Целкова, Франциско Инфанте, Владимира Яковлева, Сергея Шутова, Ани Мирошниченко, Дениса Патракеева, Тани Рауш, Андрея Рудьева, Владимира Козина, Николая Онищенко и других. Первой в цикле станет выставка «Глаз видящий, всевидящий, невидящий».
Мимикрия становится формальным приемом, кураторским ходом, когда выставочный проект маскируется то под научное исследование, то под тематическую ретроспективную экспозицию, то под игру в ассоциации. Сознательно используя ненадежный метод аналогий, «Система мимикрии» пытается искать рифмы между эпохами, прошедшими со времени формирования советского неофициального искусства. Хотя каждое время уникально и исторические ситуации при всем внешнем сходстве не повторяются, существует множество случаев, когда одна эпоха надевает костюмы другой, поэтому примеры мужества, хитрости и стойкости отечественных художников второй половины XX века могут быть вдохновляющими, ценными, востребованными и сегодня.
Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и AZ/ART:
«Выставкой “Глаз видящий, всевидящий, невидящий” мы открываем новый сезон 2023-24 в рамках которого будут показаны работы современных художников в диалоге с их предшественниками — художниками второй половины XX века из коллекции Музея AZ».
«Предложенная куратором проекта Александром Дашевским тема дает широкое поле для размышлений. Мимикрия в природе — это защитное свойство живых существ, принимающих окрас ландшафта, чтобы не быть замеченными хищниками. У людей мимикрия часто связана с необходимостью соответствовать поведенческим установкам той или иной группы с целью заслужить признание или любовь. У мимикрии есть еще одна важная функция — она облегчает социальное взаимодействие и помогает возникновению дружбы и других теплых чувств».
Первая выставка серии — «Глаз видящий, всевидящий, невидящий».
Одна из важнейших задач мимикрии как в зоологии, так и антропологии — скрыть подлинную сущность объекта, представить его кем-то другим, сделать незаметным. Экспозиция строится вокруг взаимосвязи зрения и убеждений. Она исследует разные режимы видения, системы наблюдения и слежения, ситуации слепых зон, неразличимости, невидимости, невозможности разглядеть и отказа смотреть. В рамках этой выставки будут представлены работы Владимира Козина, Сергея Браткова, Франциско Инфанте, Тани Рауш, Сергея Денисова, Андрея Рудьева, Дениса Патракеева, Ани Мирошниченко (pennlab), Bailun (pennlab) и других.
Александр Дашевский, куратор проекта:
«”Системы мимикрии” — очень интересная экспозиционная форма: это выставочный полиптих со сложной, неторопливо развивающейся метафорикой, внутренними рифмами, “пасхалками”, сквозными сюжетами и нелинейным повествованием. Его хочется описывать как интеллектуальный сериал, где действие происходит сразу в нескольких временах, каждая серия-выставка разыгрывается в новых декорациях, но при этом зритель ощущает наличие “точки схода”, куда стремятся все повествовательные линии. Как в хорошем кино, по ходу действия меняется и жанр — научпоп оборачивается трагедией, триллер превращается в ситком, артхаус оказывается байопиком с героическими нотками. Опираясь на произведения из обширной коллекции Музея AZ, привлекая современных авторов, мы постараемся выстроить рассказ о жизненных стратегиях художественного сообщества, страхах и уловках современности, которая разглядывает свое отражение во фрагментах прошлого. Первая выставка “Глаз видящий, всевидящий, невидящий” посвящена, с одной стороны, инструментам, которые художники придумывают в помощь зрению, а с другой — механизмам, которые изобретает общество, чтобы смотреть за художниками и вещами, на которые лучше не смотреть».
Таня Рауш. Девочка с завязанными глазами (Девочка в поле). 2023