Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфиша«Вчера в школе, да и сегодня ничего интересного не было»: Дневник московской...

«Вчера в школе, да и сегодня ничего интересного не было»: Дневник московской школьницы

Ruarts представляет персональную выставку Натальи Смолянской – карту памяти, основанную на дневниках московской школьницы – мамы художницы. Несмотря на то, что отправной точкой для проекта явилась семейная история, универсальный и актуальный характер работ позволяет приблизиться к более широким понятиям, общим для всех, таким как любовь, безопасность и уязвимость, одиночество и воспоминания. «Вчера в школе, да и сегодня ничего интересного не было — запись от 20 февраля 1940 года в дневнике моей мамы, московской школьницы Ляли Купаловой, жившей в доме МПС по адресу Спиридоньевский пер., 22 и учившейся в школе в Гранатном переулке. Дневники исписаны мелким чётким почерком и описывают почти каждый день с лета 1938 по 1945 год, последние классы школы, начало войны, эвакуацию в Ташкент, возвращение и, конечно, все перипетии личных отношений. В них нет ничего героического и ничего значительного, но эти дневники для меня — не только и не столько ностальгическое и дорогое воспоминание, но и свидетельство отношения к жизни сегодня и сейчас, которое хотелось бы сохранить и передать…», – пишет Наталья Смолянская.

Московская школьница. Пионерские пруды. Архив художницы

Дневники, наверное, самый точный документ эпохи, несмотря на то, что они рассказывают о жизни только одного конкретного человека. Школьница Ляля так же, как и ее одноклассники, верила тому, что публиковали в газетах, о чём заявляли в кинолентах тех лет. Размышляла о дружбе, доверяла дневнику свои сомнения и чувства, самые непосредственные и искренние переживания. Трагические события времени отразились через впечатления и разговоры с друзьями, мамой, — с теми, кто был ей ближе всех. Отсюда и тема разочарования, отчаяния, и фрагменты, где подростки говорят о самоубийстве, о бесцельности жизни. То, что невозможно было выразить напрямую, показывается через приметы эпохи. Страх, напряжение, и в то же время юность, любовь, радость, они прорастают сквозь дни и строчки.

В экспозиции разнообразие используемых медиа выступает в качестве противовеса листу бумаги и чернилам. Важными становятся отношения между текстом и формой. Выдержки из дневниковых записей матери художницы передают сквозь эпоху сигналы сопричастности и уникальности, подлинности проживаемой жизни. Чтобы отдалить личные ощущения от чтения дневников, Наталья Смолянская картографирует, вводит вертикальное – счастье/верх, война/низ и горизонтальное измерения – дороги, поезда, занимающие важное место в записях. Световыми пятнами на стенах возникают сюжеты, свидетелями которых зритель никогда не был. Скомканная записка или росчерк на тетрадной обложке становятся билетами в прошлое.

Все события представлены на выставке одномоментно, но карта распадается на фрагменты, линейность дает сбой, и события становятся равноудаленными. Хотя направление и задано художницей, зритель сам вправе решить, как собрать в единое целое портрет московской школьницы того времени.

Выставка работает с 10 февраля по 19 марта.

Вход на выставку свободный.

Наталья Смолянская родилась в 1958 году в Москве. Художник, теоретик современного искусства и авангарда, куратор, кандидат философских наук, PhD по философии, член Союза художников, секция живописи (1989), лауреат премии «Инновация» (куратор года, 2020), стипендиат Дома наук о человеке в Париже (2018). Работает в области инсталляции, видео, авторской книги, живописи, графики и фото-объектов, танцевального перформанса (концептуальное решение и сценография). Постоянный экспонент с 1982 года. Закончила в 1981 году Московский Полиграфический институт, художественно-графический факультет. В 2007–2013 годах руководила исследовательской программой по теориям и практикам авангарда и языкам искусства в Международном колледже философии в Париже. Организатор и участник комплексного проекта «Войти и разрешить». Участник проекта и руководитель семинара проекта «Место искусства». В 1990-1996 гг. – один из организаторов и участник всех выставок группы «Полигон». Со-куратор выставочного проекта группы «Полигон» в 4-х культурных центрах Бельгии «Трансформеры» (1995-1996). Участник международных, музейных, российских выставок.

Работы находятся в собраниях Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вологодской картинной галереи, собрании фонда RuArts, собрании Дома абстрактной живописи Kollerarthouse, а также частных собраниях в России, Германии, Финляндии, Дании, Франции, Бельгии, Голландии, США, Австрии.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru