Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойРегионы РоссииВера в искусство

Вера в искусство

Молодая монахиня из Вязьмы борется за сохранение уникальной школы лицевого и золотного шитья.

Мать Агния (в миру Мария Цепко) приехала на Смоленщину в начале 2000-х годов. Будучи послушницей Шамординской Казанской Амвросиевской женской пустыни, она в возрасте 13 лет начала обучаться традиционной русской технике лицевого и золотного шитья, известной с XI века, и создавать свои первые миниатюрные образы, панагии, складни и медальоны, размеры которых зачастую не превышали нескольких сантиметров.

В 1997 году Агния вышила Тихвинскую икону Божией Матери, которая была подарена Святейшему Патриарху Алексию II. В 2001 году эта икона была представлена на выставке в Историческом музее Москвы в составе личной коллекции Патриарха. После этого Алексий II благословил 16-ти летнюю послушницу возрождать лицевое и золотное шитьё в России.

Однако на пути возрождения древнего русского искусства Агния не встретила большого одобрения. В Стефано-Махрищском монастыре Владимирской области, где она приняла иноческий постриг, должна была открыться первая в России школа лицевого и золотного шитья. Но вместо поддержки в этом богоугодном начинании Агния получила направление в далёкую Вяземскую епархию – и это после того, как её вышитый миниатюрный образ святого князя Владимира был подарен недавно избранному Президенту России Владимиру Путину.

– По рекомендации художника-ювелира Владимира Савича я получила приглашение принять участие в четвёртой Московской выставке «Русское Чудо», открывшейся 19 декабря 2001 года в павильоне «Культура» на ВВЦ, — рассказала инокиня. – Мои миниатюры произвели большое впечатление как на специалистов в области декоративно-прикладного искусства, так и на простых зрителей. Понимая значимость возрождения такого уникального искусства для нашей страны, директор павильона «Культура» Лариса Нестерова направила письмо на имя владыки Владимирского и Суздальского Евлогия с просьбой оказать содействие в сохранении техники лицевого и золотного шитья для будущих поколений. Но, к сожалению, это предложение не вызвало интереса со стороны руководства Владимирской епархии.

В Вяземском женском Иоанно-Предтеченском монастыре у матушки Агнии появились первые ученицы, но руководство Вяземской епархии усмотрело угрозу в «популярности» инокини и инициировало её выселение из обители. В 2003 году Агния купила недостроенный дом на берегу реки и открыла в нём мастерскую, чтобы продолжать работу над новыми вышитыми образами.

– При участии руководителей московской художественной галереи «Альманашник» был издан первый каталог моих работ, — вспоминает инокиня. – Благодаря поддержке арт-директора галереи Лоры Ерёминой, художника Юрия Купера, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Виктора Евгеньевича Кулакова, Администрации города Вязьмы и комитета по культуре мои миниатюры получили широкую известность.

Тогда же по заказу Елены Малоземовой Агния начала работу над десятифигурной Плащаницей Спасителя, предназначенной для Русского Подворья святителя Николая в итальянском городе Бари. В декабре 2005 года Плащаница была закончена и перед отправкой в Бари представлена зрителям в Смоленском доме Художника, Вяземском Литературном салоне и музее Данилова монастыря.

Окончив Санкт-Петербуржский Институт религиоведения и церковных искусств и иконописную школу Подворья Оптиной Пустыни, Агния в 2016 году предприняла вторую попытку открыть обучение золотошвейному и иконописному делу для всех желающих. А после основания в ноябре 2018 года женской монашеской общины при бывшем Аркадиевском монастыре и назначения Агнии старшей сестрой возрождающейся обители ею была организована Студия церковных искусств, где все желающие могли обучаться золотошвейному и иконописному делу.

– К сожалению, обещания поддержки руководства епархии остались только словами, — призналась инокиня. – Переезд Литературного салона, на площадке которого проходило обучение шитью, в другое помещение в связи с передачей здания Богадельни монастыря в собственность епархии, лишил меня и моих учениц возможности проведения выставок, открытых показов для вязьмичей и гостей города, что в конечном итоге привело к закрытию и Студии церковных искусств.

Оставшись без любимого дела, Агния приняла решение продолжить обучение вяземских женщин в своих мастерских. Обучаться золотному шитью к Агнии пришло 20 женщин, из которых сегодня осталось только 7. Для сохранения, передачи и возрождения мастерства это ничтожно мало. Ситуация осложняется нехваткой единомышленников и внешней поддержки. При отсутствии стороннего финансирования уникальные изделия лицевого и золотного шитья создаются на личные средства.

В 2024 году Агния отметила тридцатилетие своей творческой деятельности чередой выставок в Санкт-Петербурге и в Брянском Краеведческом музее. Эти выставки широко освещались в СМИ, где прямо говорилось об уникальности и ценности возрождения русского золотошвейного дела и необходимости передачи этого мастерства другим людям. К 785-летию Вязьмы администрацией города также была запланирована персональная выставка Члена творческого Союза художников России инокини Агнии и её учениц в Вяземском историко-краеведческом музее. Однако накануне торжества она была отменена по распоряжению епископа Вяземского и Гагаринского Сергия.

– Теперь руководство епархии настаивает на том, чтобы я покинула пределы Смоленской области, — говорит Агния.

Сегодня матушка Агния находится в активном поиске единомышленников и меценатов для возрождения Студии церковных искусств, дабы удовлетворить многочисленные запросы на обучение. Всё своё свободное время она посвящает созданию новых вышитых миниатюр и написанию икон. Многие её работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Справка

Лицевое и золотное шитьё представляет собой ручную вышивку шёлковыми, металлическими позолоченными и серебряными нитями. На Руси золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Вышивка украшала одежду, предметы быта, а также предметы богослужения. Такое шитьё заслуженно называют «царской» вышивкой, ведь блеск нитей и утонченность роскошных узоров соответствуют самым взыскательным требованиям. Но с развитием промышленности золотошвейное дело стало забываться. Сегодня этот вид искусства считается практически утраченным. Создание работ, приближенных по своему качеству к лучшим образцам, дошедшим до нас, требует от мастериц достаточного знания иконописного рисунка, высокой техники и осмысления композиции с богословской точки зрения.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru