Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМосква«Вперёд, к Злотникову!», новый взгляд на наследие художника

«Вперёд, к Злотникову!», новый взгляд на наследие художника

Интерес к наследию Юрия Савельевича Злотникова (1930-2016) набирает обороты. Выставка-исследование в галерее-мастерской ГРАУНД Солянка — своевременный и важный этап в изучении творчества одного из крупнейших авторов современного российского искусства. Задача проекта — расширить представление зрителей о художнике, за которым закреплен ореол новатора-одиночки, и, вместе с тем, обозначить преемственность идей и междисциплинарных поисков, проходящих дискретной линией из XX века в век XXI.

Вектор этих поисков направлен на возвращение к первоначальному импульсу, приводящему в движение механизм восприятия и познания человеком окружающего мира. Точкой отсчета здесь становится искусство Злотникова. Однако, следуя призыву, вынесенному в название выставки, драматургия может выстраиваться и от обратного — через практики и поэтики других авторов деконструируется и пересобирается восприятие искусства самого Злотникова.

«Вперед, к Злотникову!» — это новый взгляд на наследие художника через взаимодействие с произведениями других отечественных и зарубежных авторов.

На сопоставлении графических серий художника с ранними экспериментальными опусами зарубежного киноавангарда построена часть экспозиции выставки, расположенная на первом этаже. Через беспредметную анимацию и «визуальную музыку» Оскара Фишингера, Вальтера Руттмана, Ганса Рихтера, Викинга Эггелинга, Лена Лая, Мэри Эллен Бьют и Гарри Смита работы Злотникова обретают новое измерение, как если бы автор создавал их в непосредственном диалоге с режиссерами, минуя «железный занавес» — тем удивительнее, что некоторые из работ датированы теми же годами, что и Злотниковские «Сигналы».

Юрий Злотников. Эскиз. Промышленный дизайн. Конец 1950-х - начало  1960х. Бумага, гуашь. 28,5х20
Юрий Злотников. Эскиз. Промышленный дизайн. Конец 1950-х — начало 1960х. Бумага, гуашь. 28,5х20

На втором этаже размещены произведения Злотникова в контексте исследований в области психофизиологии зрительного восприятия, синестезии, авангардных педагогических практик и архитектуры. Становится очевидным, что разработки художника ближе всего психотехническим опытам Николая Ладовского и Алексея Гастева (известно, что с психофизиологом Николаем Бернштейном, занимавшимся основами биомеханики в Центральном Институте Труда Гастева, Юрий Савельевич общался в период работы над «Сигнальной системой»), а его скульптуры, которые публично не демонстрировались при жизни автора, коррелируют с визуальными элементами архитектурной графики Якова Чернихова.

В последнем зале масштабные панно Злотникова представлены вместе с графическими партитурами для синтезатора АНС Олеси Ростовской и инсталляцией «Машинное видение» медиахудожницы Камилы Юсуповой, исследующей принципы компьютерного зрения. Таким образом, от абстрактных опусов раннего киноавангарда через эксперименты на стыке визуального искусства, архитектуры и психофизиологии экспозиция подводит зрителя к размышлениям об алгоритмической природе языка Злотникова, предвосхитившего в своих серийных композициях язык программирования и компьютерного моделирования.

«Нахождение новых конструктивных посылов — вот что сегодня представляет действительный интерес; нахождение нового языка, который бы позволил вскрыть явление, еще неизвестное человечеству, — вот проблема, над которой необходимо работать» (Ю. Злотников, «У истоков “Сигнальной системы”»).

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru