Вышла в свет монография доктора искусствоведения Владислава Петрова «Акционизм в искусстве XX века»

178

Монография доктора искусствоведения, доцента кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории В.О. Петрова «Акционизм в искусстве XX века» посвящена одному из знаковых явлений искусства ХХ века – акционизму, проявившемуся в разной степени в различных видах искусства. Представлена история его становления, жанровые разновидности, основные образные концепты, охарактеризованы его общие эстетические положения.

Во введении представлены разные трактовки понятия «акционизм», культивируемые в различных видах искусства. Отмечается, что: «С точки зрения многих акционистов любая акция, имеющая концепт, обязательным образом должна если не повлиять (или поменять) на сознание и мировоззрение человека (это характерно больше для таких акций, в которых поднимаются извечные проблемы бытия, рассмотренные сквозь призму современного состояния мира), то хотя бы заставить его задуматься о том или ином явлении, ставшем концептом конкретной акции». Здесь же устанавливаются причины возникновения и такого мощного распространения акционизма в искусстве именно ХХ столетия.

В I Главе представлены теоретическая аргументация эпатажа в искусстве ХХ века и типология акционистских произведений. В частности затрагиваются вопросы эстетической и антиэстетической провокации, которые могут стать основой любого художественного произведения. Последовательно рассматриваются произведения с отрицанием эстетических канонов того или иного вида искусства – антиэстетические провокации (перформансы М. Каттелана) и без отрицания эстетических канонов того или иного вида искусства – эстетические провокации («Прощальная симфония» Й. Гайдна), а также с использованием языковых средств выражения, свойственных тому или иному искусству и с полным отрицанием языковых средств выражения, свойственных тому или иному искусству.

Во II Главе исследуются истоки акционизма, так мощно заявившие о себе в начале ХХ столетия, среди которых – дада, сюрреализм и футуризм.

III Глава посвящена двум основным жанрам акционизма – перформансу и хэппенингу. Автор четко разделяет эти жанры по следующим параметрам:

 ПерформансХэппенинг
Сюжет (всегда актуальный своему времени)Формируется на принципе закономерностиФормируется на принципе случайности
ПубликаБездействующая, воспринимающая – зритель/слушательДействующая – непосредственный участник исполнительского акта
ДраматургияВыстроенная и прописанная автором с отсутствием импровизацииИмпровизация как основа драматургии с отсутствием четкого плана действий
Жанровая коммуникацияЧеткое разделение на автора, исполнителя и публикуОтсутствие разделения на автора, исполнителя и публику
Хронотоп жанраРегламент времени и пространства (хронотопа жанра)Отсутствие регламента времени и пространства (хронотопа жанра)

В качестве примеров рассмотрены произведения А. Капроу, Д. Поллока, М. Кагеля, Д. Кейджа, К. Штокхаузена, С. Райха, В. Екимовского. При этом, акцентируется внимание на том, что данные жанры берут сое начало с эпохи возрождения – с театральных постановок Д. Бернини и Л. да Винчи.

Глава IV – «Образные концепты акционистских произведений» – актуализирует тотальные проблемы современного мира, так или иначе представленные во всех известных акционистских сочинениях. Особое место среди таковых занимает образ Ничто, известный по картинам К. Малевича и музыкальным опусам Д. Кейджа.

В итоге определяются возможные авторские позиции, мотивирующие использование эпатажа. Во-первых, многие эксперименты (эпатаж, безусловно, сопричастен эксперименту в целом) иногда весьма своеобразно выражают общие тенденции времени к утрированию позиции против – например, против действующих законов пространства, что допускает в своих полотнах американский художник Р. Раушенберг. Во-вторых, эпатирование может стать единственным средством выражения в тех произведениях искусства, в основе которых представлен вызов действующему строю, обществу, разуму, времени – например, вызов времени, что демонстрируется рядом полотен С. Дали. В-третьих, эпатаж характерен для тех авторов и для тех их произведений, в которых преднамеренно отрицаются известные каноны того или иного искусства. Например, в изобразительном искусстве может отсутствовать как определенный образ, так и форма его воплощения. Зачастую, тяготение к эпатажу отрицает эстетическую значимость произведений. В-четвертых, конечно, необходимо отметить в этом процессе роль стремления ряда авторов ХХ столетия к оригинальничанию, к непревзойденности своей идеи. В таком случае, как правило, первостепенным становится не образ произведения, не его средства выразительности, направленные на достижение этого образа, а именно идея, недосягаемая многими другими.

Монография снабжена цветными иллюстрациями и многочисленными нотными примерами, адресована специалистам разных сфер искусства, студентам высших и средних учебных заведений, а также широкому кругу читателей, интересующемуся развитием искусств в ХХ столетии.

Для справки:

Владислав Олегович Петров – доктор искусствоведения, доцент Астраханской государственной консерватории, член Союза композиторов РФ, член-корреспондент РАЕ.

Петров В.О. Акционизм в искусстве ХХ века: монография. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2019. – 182 с.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.