Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойВыставкиВыставка «Алиса в Нейроцарстве», созданная в соавторстве с искусственным интеллектом, работает в Зарядье

Выставка «Алиса в Нейроцарстве», созданная в соавторстве с искусственным интеллектом, работает в Зарядье

В завершение Года культурного наследия и в преддверии Нового года и Рождества в Старом Английском дворе парка «Зарядье» открылась новая глава проекта #ПОДКЛЕТ – интерактивная выставка-нонсенс «Алиса в Нейроцарстве», переосмысляющая классические произведения Льюиса Кэрролла через эстетический и исторический контекст русской культуры. Впервые сокуратором выставки проекта #ПОДКЛЕТ становится искусственный интеллект, а созданные при помощи нейросетей иллюстрации, стилизованные под эстетику Ивана Билибина, развивают одну из ключевых для проекта концепцию «гонзо-историзма» — исследования не только самого исторического явления, но и его места в массовом сознании. 

Выставка-нонсенс «Алиса в Нейроцарстве» берет за основу идею «сказки-нонсенса» – так принято классифицировать книги Кэрролла – создавая в историческом пространстве подклета Старого Английского двора пространственно-временной мультижанровый микс из созданных нейросетями иллюстраций, исторических артефактов и следов Алисы в истории России, к оставлению которых приложили руку многие ключевые деятели нашей культуры – от Владимира Набокова до Владимира Высоцкого. 

Выставка посвящена одной из самых известных героинь сказочного мира – Алисе, построенная на аллюзиях и парадоксах произведений Льюиса Кэрролла, в которой по касательной раскрываются традиции викторианской Англии. Мультимедийное оформление и видеоарт для выставки созданы с применением нейросетей Midjourney и Stable Diffusion, которым для обработки были предложены нарративы и образы из «Алисы в стране чудес» и визуальный стиль Ивана Билибина.

Выбор билибинской эстетики здесь неслучаен. Многие знают канонические образы, созданные Джоном Тенниелом – первым иллюстратором «Алисы». В памяти всплывает Алиса с белокурыми локонами в голубом платье и белоснежный кролик из диснеевского мультфильма 1951 года. И, конечно, яркие образы Мии Васиковской и Джонни Деппа в фильме Тима Бертона (2010). Более сотни художников в разное время визуализировали героев историй про Алису, например, Туве Янссон, больше известная как писательница, придумавшая Муми-троллей. 

Однако куратору и художнику выставки Никите Лукинскому захотелось поэкспериментировать с русским стилем и придумать Алису, которой никогда не было. Конечно, среди художников кураторская группа рассматривала и Виктора Васнецова, и Михаила Врубеля, и Илью Репина, и Георгия Нарбута. Итоговым выбором стал Иван Билибин – в его пользу сыграли знаменитые и прекрасно узнаваемые иллюстрации русских сказок, а также парадоксальная взаимоувязка лубочной картинки и японской гравюры, живописных работ передвижников, рисунков Обри Бёрдслея и Уильяма Морриса. 

«Для статических печатных афиш была использована нейросеть text2image Midjourney v4, с помощью которой мы изобразили Алису, как Василису. В её руках мухомор, рядом с ней берёза, можно заметить кролика в ярком одеянии и часы. Также для рисунка характерен типичный для билибинских работ орнамент», – говорит Никита Лукинский. «В этой версии нейросети есть Remix режим, который позволил достичь более точного сходства с работами Ивана Билибина. Нейросеть знакома с его творчеством, поэтому он сразу был прописан в текстовом запросе, однако «знания» эти довольно ограничены, и нейросеть часто «притягивала» похожие стили: европейские и более ранние восточные гравюры, уходя от русского колорита. Именно поэтому после генерации текста мы соединяли готовые генерации нейросети по текстовому запросу и «пропускали через фильтр» оригинальных картин Билибина, чтобы закрепить манеру, сделать ее узнаваемой. Работа вышла объемной и двухэтапной – сначала написать удачный текстовый запрос, где отразить детали русского сеттинга и костюма и узнаваемые черты героев Кэрролла, а после еще раз «утвердить» стиль Билибина».

Таким образом, визуальное и мультимедийное оформление выставки было создано художниками при помощи искусственного интеллекта. Иллюстрации переосмыслены в контексте русской культуры, как были переосмыслены первые русские переводы-адаптации сказки Кэрролла: «Соня в царстве дива» (первое русское издание 1879), «Приключения Ани в мире чудес» (в переводе М.Гранстрем 1908), «Аня в стране чудес» (в пересказе В. Набокова 1923).

При этом интерактивная экспозиция не фокусируется сугубо на современных технологиях – она обращается к историческим артефактам, вольно реконструирует эстетику сказок Кэрролла и реалии викторианской Англии, приглашает пройти по следам Алисы в культуре России и познакомиться со знаковыми произведениями на тему. Гости выставки попадут в настоящее Зазеркалье, смогут принять участие в чайной церемонии, узнать о символах английской геральдики: льве и розе, примерить цилиндр XIX века и выяснить, почему шляпник был безумным, «разыграть» шахматную партию и сфотографировать с Чеширским котом. А еще полистать электронные копии первых изданий приключений Алисы, увидеть историю прототипа литературной героини и послушать аудиоспектакль, песни к которому сочинил Владимир Высоцкий через 110 лет после выхода сказки.

Кстати, кукол для выставки сделали мастерицы из Москвы и Великого Новгорода: Ольга Моисеева, Анна Терехова, Мария Володина, Екатерина Шубина, Людмила Эйсымонт. На выставке можно будет познакомится с их работами поближе, открыв информацию по QR-коду.

Выставка завершит работу 26 февраля 2023 года.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru