Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаВыставка «АМАЗОНКИ русского зарубежья»
 открылась в «Зарядье»

Выставка «АМАЗОНКИ русского зарубежья»
 открылась в «Зарядье»

К Международному женскому дню в парке «Зарядье» открылась выставка, посвященная двум русским женщинам, сыгравшим ключевые роли в зарубежной культуре начала XX века – Надежде Ходасевич-Леже и Тамаре де Лемпицкой. «АМАЗОНКИ русского зарубежья» продолжает цикл моновыставок проекта «Подклет», которые проходят в белокаменном подклете Старого Английского двора.

Русский вклад в авангардное искусство начала ХХ века триумфален. Безусловную роль в этом сыграли эксцентричные женщины, принявшие вызов сурового времени и вставшие у руля новой арт-системы: Любовь Попова, Варвара Степанова, Ольга Розанова, Наталья Гончарова, Надежда Удальцова и Александра Экстер, которых Россия и мир запомнил, как «амазонок авангарда». Но не менее яркую роль в зарубежном искусстве сыграли еще две русские женщины, для многих ставшие примером эмансипации и невероятного успеха – Надежда Ходасевич-Леже и Тамара де Лемпицка.

«Выставка «АМАЗОНКИ русского зарубежья» готовилась специально к 8 марта, ведь она посвящена женскому пониманию глобальной эмансипации начала XX века. Это взгляд женщин на времена, когда все менялось и обновлялась структура общества. В этот раз у выставки две героини: это Лемпицка, в своем творчестве показывающая новых женщин, и Ходасевич-Леже, которая сама по себе является образом новой женщины того времени», – рассказывает куратор выставки Никита Лукинский.

Надежда Ходасевич-Леже (1904–1982) родилась в небольшой белорусской деревне и была одной из самых известных в СССР француженок. Именно она стала связующим звеном между Францией и Советским Союзом в 1960–1970-е годы, привозила в СССР выставки французских художников, популяризировала творчество своего уже на тот момент покойного супруга, пионера кубизма Фернана Леже; дружила с министром культуры Екатериной Фурцевой и во многом определила советские культурные связи того периода. Сама художница работала в супрематическом стиле, который перевернул представления об искусстве и дизайне.

Тамара де Лемпицка (1898–1980) — художница, работавшая в стиле ар-деко и синтетического кубизма, королева эпатажа, мистификатор и светская львица. Родилась в Варшаве, детство и юность провела в Москве. С 1910 года жила в Петербурге, где в 1916 году вышла замуж за Фаддея Лемпицкого, в 1919 году вместе с дочерью и мужем эмигрировала во Францию. Она стала одной из самых дорогих художниц мира, до сих пор вдохновляющих представителей популярной культуры. Работы художницы можно увидеть в видеоклипах Мадонны, в личных коллекциях Джека Николсона и Барбры Стрейзанд.


Центральным объектом выставки «АМАЗОНКИ русского зарубежья» стала книга Кристофа Чвиклитцера про супрематизм Ходасевич-Леже. Каталог издан в 1972 году ограниченным тиражом — в свет вышло 250 экземпляров. Обложку книги украшает копия броши «ARIES» из полированной латуни: это увеличенная копия работы из ювелирной коллекции художницы, оригинал из золота был создан художницей в 1970 году по раннему акварельному эскизу 1924 года «Геометрические формы в пространстве № III». Выразительность этого украшения строится на деталях: центральный треугольник, «увлекающий» в полет, разномасштабные вытянутые полоски и прямоугольный элемент у основания, как будто соскальзывающий, потерявший равновесие.

В каталоге представлены 93 репродукции, в том числе карандашные наброски, а также литография Ходасевич-Леже с ее автографом. В белокаменном подклете книгу окружает печатная графика Тамары де Лемпицкой: «Модель», «Женщина с мандолиной» (подписана и пронумерована автором) и «Дама в кружевах» (лимитированная серия, подписана и пронумерована дочерью автора – баронессой Кизеттой де Лемпицкой).

В мультимедийной части представлены ролики с работами обеих художниц. На центральном экране гости могут послушать интервью куратора Никиты Лукинского, сооснователя галереи The Personal Олеси Сидоренко и культуролога, доцента РГГУ Валерии Косяковой.

В подклете на выставке «АМАЗОНКИ русского зарубежья» также можно увидеть фильм о знаменитых мозаиках Ходасевич-Леже, которые стали достопримечательностью подмосковной Дубны. Эта серия – своеобразный пантеон русских героев XIX–ХХ века, от Льва Толстого и Петра Чайковского до Зои Космодемьянской и Юрия Гагарина. Она начала работать над ними в 1969 году, а после выставки во французской коммуне Малакофф в 1972 году подарила монументальные панно Советскому Союзу.

На тач-панелях зрители смогут в деталях изучить ювелирную коллекцию Надежды Ходасевич-Леже и узнать о том, как работами Тамары де Лемпицкой вдохновляется современная культура.

Фото – «Зарядье»

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru