Выставка «Анна Андреева. Советской оп-арт. Экспериментальный дизайн 1960-х» открывается в галерее «Эритаж»

718

18 декабря 2019 года в галерее «Эритаж» (Москва, ул. Петровка, д. 20/1) открывается выставка работ Анны Андреевой (1917-2008) – выдающегося экспериментатора эпохи «оттепели», смело соединявшей в своих работах актуальные западные художественные течения и наследие русского авангарда и возглавлявшей секцию декоративного искусства МОСХа., продолжает цикл проектов галереи «Эритаж», посвященных советскому дизайну.

Анна Андреева. Эскиз рисунка для ткани. 1968 год. 79х49 см. Бумага, карандаш, гуашь, частная коллекция

Анна Андреева. Эскиз рисунка для ткани. 1963 год. 64х70 см. Бумага, карандаш, гуашь, частная коллекция

Анна Андреева. Эскиз рисунка для ткани. Серия «Круги / Ромбы». 1974 год. 75х58 см. Бумага, карандаш, гуашь, частная коллекция

Анна Андреева. Эскиз рисунка для ткани. 1974 год. 48х69,5 см. Бумага, карандаш, гуашь, частная коллекция

Анна Андреева. Эскиз рисунка для ткани. Серия «Круги / Ромбы». 1974 год. 68,5х62 см. Бумага, карандаш, гуашь, частная коллекция

Анна Андреева. Эскиз рисунка для ткани. Серия «Кора». 1965 год. 55х59 см. Бумага, карандаш, гуашь, частная коллекция

Анна Андреева. Эскиз рисунка для ткани. 1968 год. 37,5х39 см. Бумага, карандаш, гуашь, частная коллекция. Надпись на обороте: «Голубка 6306, Андреева, принять. 1968 г.»

Подобно другим выдающимся советским художникам, работавшим в унисон с новейшими направлениями мирового современного искусства, Андреева смогла реализовать свой талант в области промышленного дизайна, находившейся на периферии советского идеологического фронта.

Закончив текстильный институт художница много лет проработала в экспериментальном отделе шелковой фабрики «Красная Роза». Именно там была разработана знаменитая серия платков, посвященная космосу, один из которых стал подарком Елизавете II от советской делегации, направленной в Лондон после полета Гагарина в Космос. Занимая пост ведущего специалиста 1964 по 1984 год, Анна Андреева разработала ряд новых направлений советского текстильного дизайна.

Одним из мощных импульсов в творчестве Андреевой стало знакомство с Элием Белютиным, пропагандировавшим свободу выразительных средств и уход от идеологической доктрины в искусстве. В работах художницы «белютинского» периода проявляется переосмысление традиций советского авангарда 1920-х годов, а поездка в Лондон в начале 1960-х годов позволила ей познакомиться с одним из самых мощных художественных течений того времени – оп-артом и творчеством Виктора Вазарели.

Отталкиваясь от стилистики и эстетики оп-арта, Анна Андреева воплощала в произведениях советского дизайна концепцию нового мира, основанную на теме освоения космоса и научного прогресса.

Другой корпус работ Андреевой связан с модернистским прочтением национальных фольклорных и декоративных традиций. В серии работ, объединенных условным названием «Кора», художница обращается к мотивам русских орнаментов.

Сегодня творчество Анны Андреевой можно безусловно интерпретировать как искусство «второй волны авангарда», где актуальные западные идеи, смешиваясь с отечественным авангардным наследием, формируют новый образ. Смелые, «буржуазного» толка работы Андреевой — это особое явление в истории советского дизайна, еще не изученное и не известное западному зрителю. Лучшее доказательство тому , что оно может стать гармоничной главой в истории мирового искусства – работы художницы, приобретенные в 2019 году нью-йоркским музеем МoМА.

На выставке будет представлено свыше 50 авторских эскизов Анна Андреевой, а также образцы тканей, выполненные по ее рисункам.

Завершит свою работу выставка 10 марта 2020 года.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.