Выставка «NapoleON. NapoleOFF?» в Музее-панораме «Бородинская битва»

0
166

В Музее-панораме «Бородинская битва» с 1 мая по 22 августа 2021г. пройдет выставка «NapoleON. NapoleOFF? Наполеоновская легенда в европейской культуре XIX-XX веков». Выставка из собрания Музея-панорамы «Бородинская битва» и коллекции Александра Вихрова приурочена к 200-летию со дня смерти Наполеона на острове Святой Елены.

Наполеон. Четыре эпизода из жизни. 1830-1850-е года. Бумага, акватинта. Собрание Бородинской панорамы

Наполеон Бонапарт скончался в ссылке 5 мая 1821 года. Отправляя бывшего императора Франции в изгнание, европейские монархи имели все основания надеяться, что об этом авантюристе и выскочке скоро забудут. Но он сумел напомнить о себе. За пять с половиной лет жизни на острове Святой Елены Наполеону удалось создать убедительную и привлекательную для современников и потомков легенду. Великий стратег точно рассчитал каждый свой жест, поступок, слово, каждую строку в продиктованных им мемуарах. И попал в десятку.

«Культ Наполеона никогда никто специально не насаждал. В его фигуре есть какая-то мистическая сила, – говорит коллекционер Александр Вихров. – Пытаясь осмыслить эту поразительную жизнь, люди в разных странах испытывали противоречивые чувства, разрываясь между осуждением и восхищением. И в нашей стране тоже. Вспомним, как российский царь Николай I подарил Франции порфировую глыбу для гробницы Наполеона… В экспозиции выставки эта знаковая история находит отражение в весьма необычном виде. Мы покажем совершенно «фанатские» раритеты, такие, к примеру, как любовно украшенный кусочек полога, под которым скончался император. Есть уникальные вещицы с секретом, где бонапартисты скрывали изображения Наполеона, чтобы не стать жертвами роялистского террора. А рядом – гравюры известных мастеров и рисунок Мстислава Добужинского, который навеян стихотворением Михаила Лермонтова, посвященном Наполеону».

Для романтизма, который господствовал тогда в европейской культуре, стал настоящей находкой образ героя, обреченного на медленную смерть в ссылке на крохотном острове. О таком Наполеоне писали Байрон, Пушкин, Лермонтов. Таким его изображали художники. Для политической оппозиции, требовавшей «свободы и конституции» пригодился Наполеон – «сын французской революции» и «народный император». Те, кто сражался под «орлами» Наполеона, готовы были поверить, что в неудачах императора повинны изменники и бездарные исполнители. И в воспоминаниях своего кумира они находили множество аргументов в поддержку такого взгляда.

С его смертью эта легенда стала влиять не только на политику и литературу, но и формировать предметный мир человека в Европе и России XIX–начала XX века. Покойный стал необычайно популярен. Предприниматели, ремесленники и торговцы быстро монетизировали эту популярность. Наполеоновская легенда, завоевав сферу идей, властно вторглась в мир вещей.

«Музей-панорама «Бородинская битва» представит живописные и графические работы, карикатуры первой четверти ХIX века, табакерку и портсигар с узнаваемым профилем. Церемония переноса останков императора в Париж 15 декабря 1840 года запечатлена в памятных медалях и жетонах. Также мы покажем посмертную маску Наполеона. Изделия народных мастеров, статуэтки и открытки – все это сделает зримой легенду о Наполеоне, которая продолжает распространяться и в наши дни», – рассказывает директор музея-панорамы Владимир Преснов.

Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Предыдущая статьяШкола Арины Шараповой проведёт финальное мероприятие программы Гранта Мэра «Клуб тематических встреч на Декабрьской»
Следующая статья«Знание. ВДНХ» приглашает на заключительные лекции сезона

ПУБЛИКУЕМ КОММЕНТАРИИ ПОЗИТИВНО НАСТРОЕННЫХ ЛЮДЕЙ:

Оставьте ваш комментарий
Ваше имя