Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойАфишаВыставка работ Дмитрия Плавинского «Двойные отражения» открывается в Галерее «Веллум»

Выставка работ Дмитрия Плавинского «Двойные отражения» открывается в Галерее «Веллум»

Галерея «Веллум» открывает для широкой публики проект «Двойные отражения», посвященный 85-летию со дня рождения Дмитрия Плавинского (1937 – 2012). Выставка пройдет с 26 мая по 15 июля 2022г. и включит живописные работы и рисунки, а также офорты, как знаковую часть наследия одного из лидеров движения нонконформистов в России. Проект охватывает более полстолетия творческой биографии художника, в него включены как ранние работы, начиная с «Черепахи» (1958) из коллекции Любови Агафоновой, так и самая последняя работа Плавинского «Путь в бесконечность» (2012) из собрания семьи художника.

Дмитрий Плавинский. Руины. 1981. Бумага, акварель, тушь, перо, кисть

Дмитрий Плавинский. Большой торец. 1978. Офорт

За годы творчества менялись темы и техники, но сам Дмитрий Плавинский оставался художником современного искусства. Он всегда использовал самые нетривиальные технологии: если в 1958 году фактуру картин приходилось делать песком или крупой, то в Нью-Йорке, где он жил с 1991 года, в его распоряжении оказывались новейшие объемные акриловые пасты, ксероксы и компьютерные схемы.

Плавинский создал собственный изобразительный язык, свою символическую философию и метод, который он называл «структурным символизмом». Он использовал и космогонические темы, и разные мифологии – от языческой и древнеславянской, до восточных мифов. Много говорил о египетских представлениях о смерти и воскрешении. Большая часть его творчества связана с православием – причем, не как с проявлением церковного обряда, а, скорее, как с культурологическим элементом русского средневековья. Получался необычный даже для «шестидесятников» сплав православно-церковных мотивов с мистическим реализмом.

Искусствовед, основатель галереи «Веллум» Любовь Агафонова пишет в статье к выставке: «Здесь и античный миф, и космогония, и обращение к математической формуле. Он жонглирует ими как шарами. Казалось бы, несопоставимые коды разных народов и разных религий присутствуют в его произведениях очень гармонично. Возможно, к этому не стоит относиться столь серьезно, как это делают многие современные искусствоведы. Мне кажется, что художник как бы немного подтрунивает над зрителем, вводя его в литературно-живописный диалог. В этом его гениальность».

Агафонова, упоминая постоянное обращение художника к литературе и к мифу, говорит и об использовании в картинах художника собственных наблюдений за удивительными и странными природными процессами. Он был визионером. Об этом пишет и вдова художника Мария Плавинская, вспоминая случай, как Дмитрий Петрович однажды спросил ее, видит ли она Женщину в Белых Одеждах. «Вон Она стоит молча рядом с окном и смотрит. Потом исчезла». Вскоре он пишет «Видение Пресвятой Богородицы Дмитрию Плавинскому в Пскове в 1961 году».

Любимый персонаж его картин – черепаха. Этот символ сопровождал Плавинского до самого конца жизни. Самая ранняя из знаменитых «черепах» была написана после путешествия в Среднюю Азию, оказавшимся чрезвычайно важным. Эта работа стала одной из любимейших в коллекции Любови Агафоновой. Она рассказывает, почему из всего наследия художника выбрала именно ее: «Черепаха — одна из форм обращения Плавинского к древним мифологиям, к временам, когда человек поклонялся и дереву, и реке, и животному. Плавинский — визионер, он думал о вечности больше, чем человеку положено. Для него это временами была игра, временами поза и стеб, но всегда — его философская религиозная позиция. Он использует символы и христианские, и иудейские, и ведические, взятые из дохристианских верований. Был он в Азии, и тут же в его творчестве появлялись джины пустыни. Поехал он в Ферапонтово, поехал в Архангельскую губернию, тут же возникали свитки и открытые книги требника, — или же он начинал говорить о лунных девах, что купаются в ночь на Ивана Купала».

Рассказ Марии Плавинской приоткрывает детали и смыслы картины «Нью-Йорк в зеркале телескопа Хаббл», написанной в 2002 году: «Из истории искусств мы знаем, что художники в исторических и религиозных сюжетах изображали современников. Скрытые портреты людей и автопортреты художников — важный временной аспект в произведениях искусства. Рассмотрим подробнее: что же тут происходит. Нью-Йорк через мощнейшую оптику выведенного тогда на орбиту телескопа Хаббл. Космос с галактиками, туманностями, созвездиями и звездами. Извечно пугавшая людей хвостатая комета Галлея. И сам телескоп. Со скоростью света льются на нас стоп-кадры, фиксирующие бег времени: жизнь в городе, его структуру, напоминающую гигантский кристалл, людей с их жизнедеятельностью и пристрастиями. С танцами, полицейскими ограждениями, объявлениями, предупреждениями, надписями-граффити. Тут и дочь Лиза с котом Улиссом, и я, играющая с внучкой Варей… Сам автор на фоне дома 370 по Форт Вашингтон, где жил многие годы… Фантасмагория жизни с ее отсветами и отблесками, с ее деформациями и аберрациями в памяти, во времени и пространстве с высоты полета космического телескопа Хаббл».

На выставке также будут показаны фотоколлажи нью-йоркского периода на основе фотографий, сделанных самим художником; произведения на античную тему и карандашные работы из путешествия по Греции. Коллекцию работ Плавинского дополнят инсталляции вдовы художника, Марии — «Стоунхэндж» и «Древо».

В экспозиции представлены работы из собрания Любови Агафоновой (галерея «Веллум»), семьи художника и частных коллекций.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru