Выставка японского художника Кавати Сэйко «Полет над Хокусаем» открывается в Музее Востока

140

5 фев­ра­ля 2021 года Госу­дар­ствен­ный музей Восто­ка пред­став­ля­ет выстав­ку зна­ме­ни­то­го совре­мен­но­го япон­ско­го худож­ни­ка Кава­ти Сэй­ко «Полет над Хоку­са­ем». На выстав­ке будет экс­по­ни­ро­ва­но око­ло 20 гра­вюр живо­пис­ца раз­но­го пери­о­да, начи­ная с 1980‑х годов и закан­чи­вая сере­ди­ной 2000‑х. В рам­ках выстав­ки будут пока­за­ны листы из серий «Полет над Хоку­са­ем», «Полет над Токио», «Вели­че­ствен­ный» («Кацу­ра»), «Золо­тое про­стран­ство» и дру­гие, а так­же извест­ный три­птих 2004 г. «Поэ­ма о Все­лен­ной» («Poem of the Universe»), име­ю­щий и дру­гое назва­ние — Кисёт­эн­к­э­цу (起承転).

Кава­ти Сэй­ко родил­ся в г. Уэно­ха­ра пре­фек­ту­ры Яма­на­си в 1948 году. Окон­чил отде­ле­ние мас­ля­ной живо­пи­си Уни­вер­си­те­та искусств Тама в Токио (1973 г.). В 1985 г. бла­го­да­ря про­грам­ме Агент­ства по делам куль­ту­ры Япо­нии Кава­ти полу­чил воз­мож­ность в тече­ние года обу­чать­ся в Колум­бий­ском уни­вер­си­те­те в Нью-Йор­ке (США).

Пер­вое при­зна­ние Кава­ти полу­чил в воз­расте 22 лет. Будучи сту­ден­том Уни­вер­си­те­та искусств Тама, он был удо­сто­ен осо­бо­го при­за для начи­на­ю­щих худож­ни­ков на 38‑й Выстав­ке Ассо­ци­а­ции печат­ной гра­фи­ки Япо­нии. В это вре­мя Кава­ти актив­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с раз­лич­ны­ми гра­фи­че­ски­ми тех­ни­ка­ми, рабо­тал с шел­ко­гра­фи­ей, лито­гра­фи­ей и даже кол­ла­жем. После заво­е­ва­ния Гран-при на 44‑й Выстав­ке Ассо­ци­а­ции печат­ной гра­фи­ки Япо­нии он почти пол­но­стью скон­цен­три­ро­вал свое вни­ма­ние на ксилографии. 

Кава­ти Сэй­ко отно­сит­ся к чис­лу тех немно­гих совре­мен­ных япон­ских худож­ни­ков, кото­рые не толь­ко сохра­ня­ют, но и раз­ви­ва­ют искус­ство кси­ло­гра­фии, тра­ди­ци­он­но­го и без пре­уве­ли­че­ния само­го извест­но­го вида япон­ской печат­ной гра­фи­ки. По его сло­вам, имен­но в гра­вю­ре на дере­ве он нашел сред­ство луч­ше­го само­вы­ра­же­ния, спо­соб отве­тить на вол­ну­ю­щие вопро­сы «Кто есть я?» и «Что пред­став­ля­ет собой обще­ство, в кото­ром я живу?». Момен­ты стрес­са, тре­во­ги, бес­по­кой­ства, стра­ха, кото­рые испы­ты­ва­ет чело­век в совре­мен­ном обще­стве, обу­слов­ли­ва­ют не толь­ко осо­бое вни­ма­ние худож­ни­ка к фак­ту­ре дере­вян­ной дос­ки, тек­сту­ре и цве­ту бума­ги. Вопре­ки тра­ди­ци­он­но­му поряд­ку печа­ти, когда сна­ча­ла на бума­ге вос­про­из­во­дит­ся чёр­ный кон­тур с «клю­че­вой» дос­ки, а затем после­до­ва­тель­но и все осталь­ные цве­та (ито­го­вое коли­че­ство досок соот­вет­ству­ет коли­че­ству исполь­зу­е­мых худож­ни­ком цве­тов), Кава­ти печа­та­ет чер­ный кон­тур в послед­нюю оче­редь, накла­ды­вая его поверх цве­та и при­да­вая тем самым рез­кость и нер­воз­ность всей композиции. 

Кава­ти осно­вы­ва­ет­ся на дости­же­ни­ях клас­си­че­ской гра­вю­ры на дере­ве укиё‑э, под­час даже заим­ству­ет извест­ные обра­зы. Так, в пред­став­лен­ных на выстав­ке листах из серий «Полет над Хоку­са­ем» или «Золо­тое про­стран­ство», мы видим зна­ме­ни­тую «Боль­шую вол­ну в Кана­га­ва» Кацу­си­ки Хоку­сая. Извест­ные объ­ек­ты и памят­ни­ки архи­тек­ту­ры так­же ста­но­вят­ся «геро­я­ми» его работ, как, напри­мер, импе­ра­тор­ская вил­ла Кацу­ра в виде облом­ков и зда­ние Токий­ско­го муни­ци­па­ли­те­та, завис­шие в без­воз­душ­ном кос­ми­че­ском про­стран­стве. На мно­гих рабо­тах мы видим летя­щих пету­хов. Они появи­лись в самых ран­них про­из­ве­де­ни­ях Кава­ти и ста­ли сво­е­го рода его визит­ной кар­точ­кой. Не спо­соб­ные летать в при­ро­де, эти пти­цы в спеш­ке и тре­во­ге про­ле­та­ют под гро­зя­щей обру­шить­ся на них гигант­ской вол­ной или мас­сив­ны­ми бал­ка­ми. Пету­хи Кава­ти — это мета­фо­ра чело­ве­че­ских стра­хов перед некон­тро­ли­ру­е­мы­ми сила­ми совре­мен­но­го общества. 

С кон­ца 1970‑х годов Кава­ти Сэй­ко регу­ляр­но выстав­ля­ет­ся и полу­ча­ет при­зы на раз­лич­ных меж­ду­на­род­ных фору­мах. Его рабо­ты нахо­дят­ся в собра­нии Наци­о­наль­но­го Музея Совре­мен­но­го Искус­ства (Токио), Бри­тан­ско­го Музея (Лон­дон), Биб­лио­те­ки Кон­грес­са (Вашинг­тон), ГМИИ им. Пуш­ки­на (Москва), Госу­дар­ствен­но­го музея Восто­ка (Москва) и дру­гих музеев. 

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.