9 октября 2019 года в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств открывается групповая выставка «Слова и Вещи», исследующая условия труда женщин-художников и проблематику социального взаимодействия в сфере искусства. «Слова и Вещи» – это выставка, предлагающая начать сложный и во многом очень противоречивый разговор о месте и статусе женщин разных поколений, чья профессиональная деятельность и биография тем или иным образом связанны с Российской академией художеств.
Современная Академия художеств унаследовала основные принципы социальной политики трудовых отношений, сложившиеся в поздний период истории СССР. Эти принципы предлагают художникам конкурентные условия, которые, на первый взгляд, не зависят от гендерного различия. Однако в широком смысле политика труда является, в большинстве случаев, мужской прерогативой – как и все, что имеет отношение к укреплению власти. Номинально, в существенно измененном виде такая идеологическая схема до сих пор встроена в организацию профессиональной занятости и публичную сферу академического сообщества.
Выставка состоит из трёх, тесно связанных друг с другом частей. Основу экспозиции составляют около ста произведений – живопись, графика, скульптура, объекты и инсталляции, созданные восемью участницами проекта. Лика Церетели, Нина Любавина, Елена Суровцева, Нонна Горюнова, Дарья Коновалова-Инфанте, Наталья Ситникова, Мария Александрова, Наталья Баранова представляют разные поколения художников и работают в разных направлениях. Их произведения едва ли можно представить в единой тематической экспозиции, однако творческая биография участниц тем или иным образом связана с профессиональным академическим образованием и жизнью художественного сообщества.
Работы, представленные на выставке, будут сопровождаться выдержками из интервью, которые были записаны участниками проекта на этапе подготовки и формирования экспозиции. Эти интервью проясняют мнения участниц по вопросам труда в области искусства и статуса женщины-художника. Таким образом, пространство выставки выступает своего рода публичным местом для высказывания, где вещи – произведения, созданные женщинами – опосредуются словами – прямой речью авторов, их личной памятью и историей, частными художественными стратегиями и перспективой общественного преобразования.
Третий элемент, дополняющий экспозицию, представляет собой компьютерную инсталляцию «Интервью: переоснащение» – видео-хроникой работы программы «TextAnalyst», анализирующей полные, живые расшифровки интервью с авторами работ.
«Программа производит семантический анализ текста, автоматически выявляя структуру в виде сети иерархии тем и подтем. Кроме того, программа осуществляет смысловой поиск с учетом скрытых связей по ключевым словам запроса. TextAnalyst выполняет операции на базе языка объектно-ориентированного программирования (ООП), то есть, формирует в коде объекты, своего рода, экземпляры, выступающие цифровыми аналогами реального прототипа. ООП трансформирует формат живого текста и позволяет в новых конфигурациях использовать его в качестве эмпирического факта языка, который, возможно, что-то изменит!» – рассказывает один из кураторов проекта А. Саленков.
При помощи высказываний участниц и экспозиции, где слова и произведения находятся в конкретных и изменчивых ситуациях соприсутствия, возникает возможность среды, запутанной между материальностью искусства и дискурсивными свойствами языка. Предполагается, что выставка станет точкой отсчета и в дальнейшем послужит началом масштабного проекта, подробно и критически разбирающего темы и проблематику женского труда в искусстве.
Завершит работу выставка 10 ноября.
Дарья Коновалова-Инфанте. Без названия. Инсталляция. Из серия «Скульптура тени»
Елена Суровцева. Проект «Поле засеяно или Богини плодородия»
Лика Церетели. Объекты
Мария Александрова. Аквариум
Наталия Ситникова. Второе письмо
Наталья Баранова. Портрет художницы Н. Гончаровой
Нина Любавина. Из серии «Лубяной коробок»
Нонна Горюнова. Работа в экспозиции