Выставочный спецпроект «Закрытая рыбная выставка. Реконструкция» представят в Центре Вознесенского

215

Центр Вознесенского при участии Института современного искусства «БАЗА» представит Специальный проект VII Московской международной биеннале молодого искусства «ЗАКРЫТАЯ РЫБНАЯ ВЫСТАВКА. РЕКОНСТРУКЦИЯ».

Проект в Центре Вознесенского — реконструкция молодыми художниками одного из ключевых событий в истории московского концептуализма — «Закрытой рыбной выставки» Игоря Макаревича и Елены Елагиной, отмечающих в этом году 30-летие совместной деятельности. Выставка откроется 21 октября и продлится до 22 ноября.

Реконструкция «Закрытой рыбной выставки» Елагиной и Макаревича стала практической частью лаборатории Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова в Институте современного искусства «База». Открытая осенью 2019 года, мастерская «Введение в research-based art» занимается изучением художественных практик, связанных с исследованиями в области истории искусства.

Проект посвящен художественному анализу исторического и эстетического контекста выставки Елагиной и Макаревича, в 1990 году представивших в загородном музее «МАНИ» (Московского Архива Нового Искусства) постмодернистскую реконструкцию соцреалистической астраханской «Закрытой выставки» 1935 года, объединившей в свою очередь работы советских художников на тему рыбной промышленности.

Следуя логике реконструкции, и вместе с тем иронично ее нарушая, выставка, в которой примут участие 20 молодых художников, отражает различные исследовательские стратегии и способы интерпретации в искусстве, разные техники оммажа и цитирования. В экспозицию войдут инсталляции, арт-объекты, видеоарт, документации акций и перформансов.

Каждый зал носит название одного из цехов Оранжерейного рыбокомбината в Астрахани, в котором проходили пленэры художников «Закрытой Выставки» 1935 года. Цеховое деление экспозиции подчеркивает разницу в художественных стратегиях, а также представляет этапы обработки архивных и художественных материалов, с которыми работали участники выставки. «Цех приема первичной обработки и транспортировки рыбы» — введение в исторический контекст. «Консервно-холодильный цех» — производственный этап, на котором искусство Елагиной и Макаревича подвергается художественному анализу. «Жестяно-баночный цех» — финальный зал, фиксирующий концептуальные выводы и эстетические интуиции выставки в форме «критического экспонатизма».

Экспозиция также рассказывает о сложной истории «Рыбных выставок», демонстрирует уникальные архивные материалы, проливает свет на неизвестные аспекты работы Елагиной и Макаревича и воссоздает архив оригинальной соцреалистической «Закрытой выставки» 1935 года.

«Сегодня место и роль художника довольно сильно размыты, не последнюю роль в этом вопросе играют крупные влиятельные институции, которые часто используют искусство в качестве прикладного и иллюстративного материала для обслуживания различных политических и идеологических нарративов. Однако и сами художники часто стремятся выйти за рамки своих профессиональных компетенций, к примеру, представляя свою практику чем-то вроде научной деятельности. Сегодня каждый художник — это исследователь. Для понимания принципов нашей мастерской и самой выставки, необходимо иметь в виду, что исследовательская практика, о которой мы говорим, это нестрогая в научном понимании, но строгая в эстетическом/художественном смысле деятельность.

Исторический факт, количественные данные, архивные материалы — для нас это эстетические категории. Мы не ставим перед собой цель рассказать зрителю что-то об окружающем мире или политических проблемах. Нас интересует поле искусства как автономная зона и история искусства как причудливая и полная парадоксов судьба этой автономии», – рассказывает куратор проекта Дмитрий Хворостов.

«Изучение современной культуры и оммаж отечественному искусству второй половины ХХ века, эксперименты московского концептуализма, его онтологическая связь с текстом и современное бытование в виде проекта Яна Гинзбурга и Дмитрия Хворостова близки нам институционально, так как многие направления деятельности Центра строятся вокруг современного текста и его интерпретаций. Участие в биеннале позволяет нам работать с молодым и активным художественным сообществом и одновременно поддерживать современные методики арт-образования. Нам интересно нахождение связей между контекстами и эпохами», – говорит арт-директор Центра Вознесенского Антон Каретников.

В рамках проекта пройдет публичная программа. Расписание событий появится позже на сайте Центра Вознесенского. К финисажу планируется издание каталога «Закрытой рыбной выставки. Реконструкция», который, как обещают организаторы, станет самостоятельным артефактом и будет включать ранее не опубликованные архивные материалы.

К 30-летию совместной деятельности Елены Елагиной и Игоря Макаревича 10 ноября также откроется большая ретроспектива художников «Обратный отсчет» в Московском Музее современного искусства на Гоголевском бульваре 10. Подробная информация доступна на сайте музея.

«Закрытая рыбная выставка. Реконструкция» будет открыта с 21 октября до 22 ноября в Центре Вознесенского, по адресу Большая Ордынка, д.46, стр.3.

Оригинал публикации находится на сайте сетевого СМИ artmoskovia.ru | Если вы читаете её в другом месте, не исключено, что её украли.