Арсений Трофим создает и играет фортепианную, оркестровую и электронную музыку, пишет музыку к фильма в направлениях постджаз, неофьюжн, неоклассицизм, киномузыка, потоковая музыка (streaming music). Его творчество не ограничивается строгими стилистическими рамками. Арсений создает и исполняет музыку, понятную каждому.
– Сейчас среди довольно известных музыкантов не очень модно получать музыкальное образование. Как вы к этому относитесь? В современном мире и шоу-бизнесе что важнее: пиар и фрик-шоу или настоящий талант?
– Вы, наверное, имеете ввиду не модно получать классическое музыкальное образование? Все талантливые и успешные музыканты, которых я знаю, бесконечно самообразовываются в различных музыкальных сферах: в саунд-продюсинге, в композиции, в аранжировке и даже в умении делать биты. Просто не все говорят и не все афишируют, что они где-то учатся. Вот это как раз и не модно – говорить, что ты где-то учишься. Мол, ты уже полный, ты «все-включено», ты был мастером всегда!
У вас интересные вопросы! Я думаю, что сегодня побеждает только микс из пиар-фрик-шоу плюс настоящий талант. Отдельно первое – быстро сгорит. Отдельно второе может не пробиться сквозь тысячи ярких и интересных артистов со всего мира.
– Вы открыли свою «Школу Интуитивной Музыки Арсения Трофим». Для вас это больше коммерческий проект или больше миссия — непреодолимое желание научить людей прекрасному искусству музыки?
– Надо быть откровенным. В начале 6 лет назад – это был вообще не коммерческий проект, а ответ на вопрос: я что, всю жизнь должен буду играть концерты или писать музыку к кино, если мне нужны будут деньги? Есть ли что-то, что мне нравится, и что мне не придется организовывать по полтора месяца? И в ответ пришло из глубины души – еле шёпотом… «Преподавание-е-е-…». Вначале я даже не воспринял этот внутренний призыв, как нечто серьезное, ведь преподавать просто, как почти что все классические педагоги мне не хотелось. Но вдруг я четко понял: а почему бы мне не преподавать именно те идеи, дисциплины и личные знания, которые я собирал по всему миру всю свою жизнь? Так и был заложен первый кирпичик будущей грандиозной методологии, которая уже начала менять судьбы людей и вообще мировое музыкальное образование в целом. Отвечая на вопрос: конечно, это было не бизнесом, а моей личной работой, которая постепенно переросла в одержимость, а потом уже в полноценную школу в виде бизнес-структуры с учителями, последователями, зарплатами и сотнями успешно обучающихся учеников. Ну и короткий ответ: моя школа – это моя миссия в мире людей.
– У вас учились музыке многие публичные люди. Могли бы вы назвать пару имён и рассказать как проходило обучение?
– Назову всех подряд, кто учится или учился: Антон Лаврентьев, Алина и Костя Крюковы, Аглая Тарасова, Ирина Чеснокова, Иван Шаповалов младший, Сергей Фаге, музыканты Артемий Анрилов, Вероника Флейта, Сергей Пушкин, группа Geju и многие другие. Так и не смогли найти время для ознакомительного урока Екатерина Гордон и Тутта Ларсен.
Что интересно: Больше половины вышеперечисленных учеников так и не закончили своё образование в моей школе, и я их понимаю: трансатлантические перелеты каждую неделю, кастинги и сьёмки в отдалённых частях света, концерты и туры по всему миру, десятки интервью и много-много других планетарных дел! Почти у всех моих медийных учеников были классные прорывы в начале, но к середине образования у всех шла по швам… ДОМАШКА! Все, как в старые добрые студенческие и школьные годы. Одно за другое, тут не сделал, там перенесли урок… в общем, дай Бог, чтобы половина из вышеперечисленных дошла до финала.
Но, возможно, многим моим учениками изначально нужно было лишь следующее: понять, что они могут собственными руками играть на фортепиано, сочинять СВОЮ музыку на этом прекрасном и «неприступном инструменте», импровизировать на нём – хотя бы медленно, осторожно… и в течении первых пяти недель все они это получали! Ну а раз это у них получалось, то главное было сделано с их точки зрения. Все себе всё доказали.
А вот до конца фундаментального полугодичного образования у меня из известных личностей обычно доходят только те, кто реально связывает свою жизнь с музыкой. И это понятно. Аналогов моей школе до сих пор нет на всей планете. И это факт. Как говорится, добро пожаловать!
– Любого ли человека можно научить музыке? Бывали ли в вашей практике такие ученики, которым «медведь на ухо наступил»? Как донести до таких людей, что музыка это не их, но только чтоб не обидеть?
– Мой ответ: да, любого. Даже того, кто абсолютно не верит в себя. Но последним даётся все с тройным трудом. Первый труд для таких – это просто что-то делать за фортепиано. Это же труд! Второй труд – это делать именно то, что тебе говорит система и лично учитель, ведь это не ты придумал все эти упражнения. Это второй труд. А третий труд – самый колоссальный – это трудится и осознанно или неосознанно преодолевать свои убеждения, что у тебя не получится. На это у таких людей уходит самое большое количество сил.
(Кто узнал себя, ставьте лайк!)
Теперь второй вопрос – образ медведя, который наступает на ухо — не просто преувеличен, он мифологичен! И если медведь и может на ухо наступить, то только на его внешнюю часть, а это к настоящей музыкальности имеет второстепенное отношение.
Так вот, на самом деле человеческий слух делиться на две составляющих. Первый слух — внешний – это умение напевать новую песню, умение повторять за кем-то что-то музыкальное, а также умение кропотливо подбирать на слух – то есть бережно копировать чужое. Этот вид слуха не столь важен человеку вообще, ведь умение повторять за людьми их мысли, мелодии и идеи всегда будет вторичным. А бывает слух внутренний – это самый главный вид слуха для истинной и изначальной музыкальности человека.
Этот вид слуха точно говорит о том, какая нам музыка нравится, а какая нет, этот слух может подхватить какую-то тему и доимпровизировать ее, ну и также этот слух проигрывает какие-то неизвестные нам произведения где-то у нас внутри… хотя, как, показывает практика, чаще этой музыкой и оказывается наша собственная музыка.
Просто люди скромны и не сведущи в том, что человеку также легко создавать свое, как и легко присваивать чужое. Но я рекомендую посвящать жизнь, создавая свое. Разве не это отличает нас камней, деревьев и художников, идеально копирующих других художников?
– Вы впервые за долгое время решили отдохнуть. Отдых музыканта — какой он? Вечно с ручкой и блокнотом, чтоб не упустить какую-то мелодию или же это стереотип и вы такие же простые люди?
– О… я стараюсь на отдыхе именно переключаться на другую деятельность. Обычно – в какой стране бы я не был – я катаюсь на скутере по горам и долам, изучаю местную фауну, общаюсь на английском или на пальцах/жестах с местными, погружаюсь в новую среду с головой. В будущем после обучению в школе скетчей, надеюсь всё это еще и зарисовывать. То есть мой отдых – это не отдых музыканта, а отдых от своего Внутреннего Музыканта, отдых простого исследователя, которому всё-всё-привсё интересно!
– Ваш брат — известный режиссёр Олег Трофим. Помогает ли он вам как-то в вашей работе? Чем? Присутствует ли между вами конкуренция?
– Конечно помогает. Я часто задаю ему очень точные вопросы и получаю великолепные ответы. Например, я могу задать ему вопрос о киномузыке вцелом, о том, как наиболее правильно сейчас лучше двигаться в карьере, о том, насколько важен тот или иной элемент в музыкальном и шоу-бизнесе. У моего брата блестяще работает голова, когда он говорит, я вижу образы и будущее целиком – без искажений. Некоторые разговоры с ним приводили к неописуемо выдающимся результатам или идеями. Иногда мне кажется, что мы с ним близнецы по уровню проработки внутреннего мира и по возможности эти миры создавать – вот так, из пальца!
По поводу конкуренции. Вряд ли мы когда-нибудь будем конкурировать в прямом смысле этого слова. Мы учились оба в Государственном Санкт-Петербургском Университете Кино и Телевидения. Мы многое там почерпнули – он в области кино и режиссуры, а я в области киномузыки и звукообразности. Мы выступаем за разные команды одной страны, мы две части большого целого – мы части огромного механизма, которая имеет имя – современная мировая культура. Глобально, да? Но на меньшее мы не собираемся размениваться. Всему своё время.
– Есть ли у вас совместные работы с братом? Если да, то что бы это были за проект или проекты?
– Я всегда мечтал поработать с братом. Особенно, когда его уже знала вся страна, а меня еще пока только Архангельск, Петербург и узкие круги Москвы. И вот несколько лет назад у нас получилось. Олег предложил мне написать музыку к фильму «Антоха МС – TOKYЁ». Это документальный фильм-путешествие об музыканте-охотнике за новым опытом, отправляющихся за ним аж в Токио. Музыка там получилась классная, эмбиентальная, медитативная.
Вторая работа еще более мечтательная. Ведь я переехал в Москву из Санкт-Петербурга с мечтой писать музыку для полнометражного кино и для крупных рекламных брендов. Добро пожаловать! Именно брат Олег Трофим – и именно как режиссер, художественно ответственный за выбор композитора – выбрал меня из всех возможных композиторов для создания проекта Сбербанка «День медика». Эта работа набрала около 4 миллионов просмотров в сети, ее видела вся страна. Когда заказчик спросил о том, кто будет писать музыку, Олег заявил: с этим справится только один человек из всех, кого я знаю: Арсений Трофим. Здесь стоит добавить, что сьемки и работа шли сверхбыстро в сверхсжатых условиях. На сьемку был что-то типа день-два, если не меньше, Вера Полозкова, которая читала текст должна была приехать в студию буквально на час, а время, которое отводилось на запись музыкального полотна – всего лишь утро и день. Вечером Сбербанк ждал готовый результат. И Олег не ошибся. У меня есть особый навык: человек – например, режиссер или продюсер — рассказывает тебе о своей истории, о том, как должно все быть с точки зрения музыки, а я уже ВИЖУ, СЛЫШУ, ЧУВСТВУЮ музыку, как уже существуюущий обьект или образ. Именно поэтому мои заказчики в рекламе удивляются, как это возможно – за час-два уже сделать очень и очень точный набросок, а то и почти всю работу.
Благодарю тебя, брат! Мы еще немало поработаем плечом к плечу!
– Поделитесь секретами успеха: как добиться желаемого в карьере, а также личными правилами от Арсения Трофима для реализации творческих амбиций?
– Ну всё зависит от того, какие амбиции у человека. Это захват Мира своими идеями или мелкошаговое продвижение вдоль и вверх по карьерной лестнице в условном небоскрёбе жизни, внутри одной профессии. Я знаю некоторые секреты успеха, и я дам их не больше и не меньше – ровно 10. Как в брошюрках, которые раздают у метро.
ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМ
10 шагов от Арсения Трофим:
- Вставать рано – не позже 7 утра
- Быть вегетарианцем
- Уметь заявлять о себе все для новых и новых людей разного социального, профессионального, материального и даже духовного уровня
- Иметь свою Музу или своего вдохновителя, то есть любить и быть любимым.
- Иметь хорошие или отличные отношения с родом: с отцом, матерью, а также с братьями и сестрами, в идеале с бабушкой и дедушкой
- Не лениться и прочитать, а не прослушать хотя бы раз Трансёрфинг реальности Вадима Зеланда. Первых двух ступеней будет достаточно. Эта книга для современного человека не менее важна, чем библия для человека 1900 года рождения.
- Мыслить исключительно позитивно, видеть во всём не абстрактную, а четкую и ясную положительную сторону – уметь искать ее и находить эти стороны, если их нет на явном уровне.
- Углубляться в профессии, познавать себе подобных 9. Что-то делать руками: лепить горшки, играть на барабанах, собирать конструктор, печатать вслепую, писать ручкой стихи и хокку, записывать собственные шутки в блокнот. Мелка моторика и деятельности руками необходима человеку, потому что руки человека и 5 + 5 пальцев на этих руках – это проекция и деятельности левого и правого полушария головного мозга. Так мы буквально напрямую детализированно и секционно тренируем наш мозг, не позволяя ему просто ВБИРАТЬ и ВЫДАВАТЬ обратно информацию.
- Уделять телефону и всему, что с ним связано не более 2 часов в день
- Есть еще много разных принципов, правил и секретов, но для этого мне нужно будет написать маленькую книжку, так что это, дорогие друзья – в следующей серии.
Благодарю вас за прекрасные вопросы, а вам, дорогие читатели, желаю идти своим и только своим Путем. Все остальные Пути уже заняты!
Беседовал Артем СКОРОБОГАТОВ,
Фото из личного архива музыканта