Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойЛитературный салонХудожник-волшебник: к 90-летию художника-иллюстратора Эрика Владимировича Булатова

Художник-волшебник: к 90-летию художника-иллюстратора Эрика Владимировича Булатова

Он с детства знал, что будет художником, и ни разу в жизни не изменил этому призванию. В своих работах он размышлял о сути живописи и границах искусства, мастерски соединял правду и вымысел, провозглашал свободу в жизни и творчестве. Его картины стали библией для поклонников соц-арта и поставангарда, однако ещё больше счастья он принёс детям, став одним из лучших советских иллюстраторов детской книги. Его имя – Эрик Владимирович Булатов, и 5 сентября ему исполняется 90 лет.

Художественные принципы

Эрик Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске. Рисовал с детства: по словам самого художника, в этом не было ничего удивительного – многие дети рисуют – но отец мальчика решил, что Эрик будет художником. Так и получилось: когда пришло время определяться с профессией, вопрос, кем быть, перед Эриком не стоял. Родители поддержали увлечение сына и его выбор профессии. Сначала Булатов попал в кружок рисования, работающий в Доме пионеров, а после – сразу в третий класс художественной школы. Там Эрик и познакомился с художником Олегом Васильевым, который стал его соавтором на долгие годы. Их дружба и сотрудничество продлились почти тридцать лет. Оба художника закончили Художественный институт имени В.И. Сурикова.

Самобытный, местами гротескный стиль Булатова был очень необычным для советской действительности. Художник соединил модернизм с поставангардизмом, нежные натуралистические пейзажи – с кричащими плакатными символами, сатиру – с глубокими и точными размышлениями о жизни и красоте, искусстве и свободе. Он часто экспериментировал, соединял то, что казалось несоединимым и всегда выходил за пределы – картины или общества. Именно в этом и заключается свобода для Эрика Булатова. Художник твердо отстаивал свою точку зрения и не боялся идти своим путём, но был одновременно тонко чувствующим человеком и великим романтиком.

Воплощение сказки

С 1959 года Эрик Булатов рисовал иллюстрации для детских книг, как и многие другие талантливые художники-авангардисты. Но занятие, которое сначала казалось побегом от советской действительности, вскоре стало призванием: вместе с соавтором Олегом Васильевым они стали одними из легендарных художников издательства «Малыш». Сейчас иллюстрации Булатова к детским книгам ценят так же, как и его картины, выставленные в лучших галереях современного искусства по всему миру. За них борются коллекционеры и ценители живописи. Многие взрослые выросли на книгах с иллюстрациями Булатова и Васильева, а теперь эти сказки завораживают и влюбляют в рисование и чтение их детей.

Булатов и Васильев создали совершенно нового самостоятельного художника, манера письма которого не была похожа на творческий почерк ни одного из них – но этот новый художник взял что-то и от Булатова, и от Васильева. Эрик Булатов считал, что в детской книге особое значение имеет оформление, поэтому художники с большим вниманием подходили к детализации: украшали колонцифры, разрабатывали необычные шрифты, прорисовывали изящный орнамент. При этом Васильев, как правило, подбирал цветовую гамму, а Булатов занимался непосредственно рисованием. Полгода они работали над книжными иллюстрациями, а остальное время посвящали личным проектам. Переключались легко: уходили с палатками в лес на несколько дней или неделю, и возвращались отдохнувшими и полными сил.

Главным художником «Малыша» в тот период был Евгений Михайлович Рачев, который к Булатову и Васильеву относился очень хорошо: они всё делали добросовестно, никогда не подводили по срокам. Рачев ввёл их в художественный совет, и они даже получили право просить тексты, которые хотели проиллюстрировать – это называлось «творческая заявка». Первой книгой, которую художники попросили, была «Красная шапочка». После этого Евгений Михайлович Рачев позволил творческому дуэту выбирать книги, и они проиллюстрировали почти все сказки Шарля Перро. А вот с государственными наградами не складывалось: Булатов и Васильев не рисовали ради званий или дипломов.

За годы совместной работы художники проиллюстрировали более ста книг для детей, меняя темы и стиль рисования. Среди них – произведения братьев Гримм, Сельмы Лагерлёф и Ханса Кристиана Андерсена, Виталия Бианки, Валентина Катаева и многих других. Художники приглашали ребёнка в свой особый сказочный мир, не расположенный на картах, но неизменно реальный. Их принцессы светлы и воздушны, ведьмы – опасны, принцы – благородны. У Золушки длинные волосы, золотые, как её душа, а за спиной феи-крёстной распахивается плащ-крылья, похожий на звёздное небо. Добрые феи в «Спящей красавице» напоминают прекрасных хрустальных стрекоз. Кот в сапогах необычно чёрен, но по-прежнему находчив. Рисунки Булатова и Васильева не относятся к какому-то конкретному месту или времени, но они всегда правдивы и волшебны.

«Ребёнок чувствует, какая сказка настоящая, а какая фальшивая. И также ребёнок точно знает, каким должен быть настоящий замок, какими должны быть настоящие принц и принцесса… всё должно быть настоящее в каком-то детском смысле, и это не связано с исторической точностью. Поэтому мы всегда перемешивали времена – в одеждах, интерьерах. А потом выяснилось, что действительно попали», – говорит Эрик Булатов.

Булатов среди «сказочных» рисунков особо выделяет иллюстрации к «Золушке» Перро, «Диким лебедям» Андерсена, «Бабушке Вьюге» братьев Гримм. И сборник «Путешествие в сказку», где собраны сказки со всех концов земли. Булатов и Васильев ловили образы и находили для них форму. Иногда на то, чтобы воплотить фантазию на бумаге, уходило несколько лет, но результат всегда стоил того. Художники делали настоящие магические книги с необычными шрифтами, причудливым орнаментом, сказочной атмосферой и истинным волшебством.

Волшебство на бумаге

Специально к 90-летнему юбилею Эрика Булатова редакция «Малыш» издательства АСТ выпустила сборник «Большая книга стихов, сказок и рассказов в рис. Э. Булатова и О. Васильева». В книгу вошли сказки разных народов и лучшие произведения писателей и поэтов XX века: А. Барто, В. Берестова, В. Катаева, Г. Цыферова, Бориса Заходера и многих других. Особенность этого сборника – иллюстрации Эрика Булатова и Олега Васильева, как знаменитые, так и те, которые не публиковались десятилетиями. Например, иллюстрации к сказкам В. Берестова издаются впервые с 1966 г., к стихотворениям Т. Белозёрова – с 1984 г., русской народной сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» — с 1988 г.

А сборник «Кот в сапогах. Сказки самых известных сказочников» подарит веру в волшебство. Открыв эту книгу, ребёнок прочитает произведения великих сказочников: Шарля Перро, Братьев Гримм, Ханса Кристиана Андерсена. Принцы и принцессы, колдуны и говорящие животные оживают на рисунках Булатова и Васильева: ребёнок рассмотрит шрифты, узоры и детали, поразится необычным образам давно знакомых персонажей и поверит в волшебство.

Рисунки Эрика Булатова ценят как коллекционеры живописи, так и читатели книг. Его произведения выставлены в музеях и художественных галереях всего мира, они завораживают и влюбляют в сказки и книги взрослых и детей. Художнику удалось соединить правду с фантазией, оживить волшебство на бумаге и всегда идти собственным путем. И теперь, открыв книги с иллюстрациями Булатова, дети и взрослые тоже верят в волшебство – благодаря ему.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru