РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойМир театра«Император Атлантиды» обрел жизнь на Поклонной горе

«Император Атлантиды» обрел жизнь на Поклонной горе

Режиссер Алла Чепинога представила мировую премьеру оперы, написанной узником концлагеря

В начале лета в Москве прошла грандиозная премьера в рамках фестиваля «Память Победы». Опера «Император Атлантиды» — знаменитое произведение композитора Виктора Ульмана, которую он написал в концлагере Терезин, куда попал в 1942 году, словно молитва, обращенная к торжеству справедливости, прозвучала 19 июня в Зале Полководцев Музея Победы в исполнении оркестра и солистов «Академии имени Маймонида» РГУ имени А.Н. Косыгина. В России сценическая версия оперы представлена впервые – первым показом «Императора Атлантиды» была генеральная репетиция – власти Третьего рейха увидели в произведении очевидный саркастический подтекст и запретили его. Действительно, опера – не только беспощадный обличительный документ страшной эпохи и редкое свидетельство человеческого мужества, но и почти неприкрытая насмешливая сатира о Гитлере и нацистской Германии. Виктору Ульману не суждено было увидеть свое творение на сцене – он погиб в 1944 году в Аушвице… После этого лишь в 70-х годах XX века произведение стало активно ставиться на европейских сценах.

Для молодого, но уже очень успешного режиссера, кандидата искусствоведения Аллы Чепинога постановка стала долгожданной в прямом смысле слова. Еще 15 лет назад ее учитель – знаменитый Дмитрий Бертман подарил своей ученице клавир этой оперы на день рождения. С
тех пор идея постановки «Императора Атлантиды» ждала своего воплощения. И вот время пришло! «Император Атлантиды» не просто обрел жизнь, но впервые воплотился в таком знаковом месте, как Музей Победы на Поклонной горе, более того, постановка прошла в рамках фестиваля «Память Победы».

В либретто оперы Виктор Ульман смело показывает все, что одолевало Германию во время Второй мировой войны. На передние планы он дерзко выводит реальных исторических лиц в совершенно аллегорическом воплощении, зачастую граничащем с издевкой, сюда же гармонично вплетены антиутопические штрихи, реальные литературные источники, библейские мотивы. Ироничная, полная скрытых намеков музыка Ульмана гармонично дополняет гротескный и дерзкий сюжет. Так, объявление о приказе Императора о начале Священной войны звучит под гимн Третьего рейха – музыку Гайдна «Германия превыше всего» (Deutschland uber alles), в другой мизансцене Арлекин прославляет «радости жизни» под запрещенного фашистами Густава Маллера («Песнь о Земле»), а Смерть призывает Императора под задорные гротесковые мотивы тем Кабаре.

Удивительно, что за столь сложную работу Алла Чепинога не побоялась взяться вместе со студентами. Впрочем, по мнению режиссера, в театре нет тем сложных или простых. Студенты – народ любопытный и увлеченный, поэтому в работе над постановкой их неопытность и отсутствие сложного жизненного опыта стали даже плюсами. В спектакле заняты актеры разных возрастов – от первокурсников до аспирантов. Ребята готовили оперу, не оглядываясь на свое пережитое, потому что в судьбах юных, к счастью, настолько сложного пережитого попросту нет. Именно это дало постановке заряд бодрости, дерзости и бесстрашия, и полное отсутствие страха перед сакральностью темы. Актеры просто преодолевали трудности и шли вперед, желая во весь голос рассказать страшную историю «здесь и сейчас».

Самым сложным в работе с материале, как для артистов, так и для режиссера, оказалось не погрузиться в него полностью, не раствориться в чувствах и эмоциях персонажей.– Необходимо было посмотреть на произведение как бы со стороны, с позиции прошествия времени, — говорит режиссер Алла Чепинога. – Потому что, если каждую репетицию со стопроцентной включенностью вновь и вновь примерять на себя опыт героя, становится очень тяжело и больно.

К примеру, на огромное преодоление пришлось сыграть исполнителю роли Императора – Илье Яновичу. Несколько раз артист приходил к режиссеру отказываться от роли, правда, после долгих, убедительных разговоров, все же соглашался. Образ Императора вышел в итоге одним из самых ярких, но и противоречивых в постановке.

Костюмы и сценическое оформление оперы «Император Атлантиды» являют собой эскиз того «театра» который мог бы сложиться в 1942 году в Терезиенштадте. Для студенческого театра оказалось очень удобным, что в опере нет заданной сценографической концепции, которую необходимо воплощать, ведь заключенные Терезиенштадта обладали не таким большим спектром возможностей для сценических реализаций. На основе материала можно создать спектакль из того, что есть под рукой. И создателям постановки это, конечно же, сильно облегчило жизнь во время остановочного процесса – что-то приносили из дома, что-то перешивали, часть реквизита купили на авито. Впрочем, благодаря тому, что спектакль полностью состоит из вещей с историей, сам он тоже ощутимо этой историей наполнился – любая вещь, находящаяся в поле зрения зрителя, «играет» своей прошлой и уже нынешней жизнью, полученной в опере. «Веса» костюмам героев добавляет и то, что, если внимательно присмотреться к ним, то за карнавальными образами можно разглядеть нашивки с номерам заключенных.

— Результатом работы над постановкой, я довольна, – говорит Алла Чепинога. – Мы со студентами победили серьезные музыкальные сложности, победили время, после года огромного труда мы смогли реализовать эту идею. И не просто реализовать, а получить возможность представить это знаковое произведение в таком знаковом месте!

Режиссер отмечает, что «Император Атлантиды» — это спектакль о невозможности пересмотра результатов Великой Отечественной войны, откровенное и искреннее высказывание по зову сердца и совести! Кстати, в финале оперы звучит объявление, в котором диктор радио Юрий Левитан сообщает миру о том, что 9 мая 1945 года Красной Армией был освобожден концлагерь Терезенштат…

Мечта Аллы Чепинога сбылась – мощная, звучная и очень глубоко ощущаемая зрителем опера ожила и обрела свое место в реальном мире, а не только на бумажных листах клавира. Однако есть у режиссера еще одно желание – чтобы «Император Атлантиды» продолжал жить жизнью полной и интересной. Повестка спектакля – актуальна и довольно резонансна, что касается сценографии, то она компактна настолько, что показывать ее можно практически на любой площадке. Более того, заявленные в материале элементы площадного театра прямо-таки просят оперу выйти и быть сыгранной на улице.

— Мечтаю показать спектакль «Император Аталнтиды» в малых городах России», — делится Алла Чепинога. – Чтобы нашу постановку увидели зрители в маленьких, отдаленных местечках. Взахлеб играть ее на центральных площадях сел и городков – чтобы останавливались прохожие, сменялись зрители, чтобы площадное нутро этой оперы вырывалось наружу и во весь голос пело вместе с жителями десятков и сотен российских городов. Пело о величии храбрости, о презрении к фашизму, пело о Великой Победе!

Людмила ЛУКОВНИКОВА

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru