Найдены уникальные витражи, украшавшие павильон Латвийской ССР в 50‑е годы на ВДНХ

413

Девять из сем­на­дца­ти поли­хром­ных вит­ра­жей, кото­рые нахо­ди­лись на глав­ном фаса­де пави­льо­на Лат­вий­ской ССР на ВДНХ в 50‑е годы, иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны в Лат­вии. До это­го момен­та вит­ра­жи, демон­ти­ро­ван­ные со зда­ния око­ло 60 лет назад, счи­та­лись утраченными.

Вит­раж «Дау­гав­пилс», Дау­гав­пил­ский кра­е­вед­че­ский и худо­же­ствен­ный музей, г. Даугавпилс

Вит­раж «Куль­ди­га», Дау­гав­пил­ский кра­е­вед­че­ский и худо­же­ствен­ный музей, г. Даугавпилс

Вит­раж «Орна­мен­таль­ное пано с крас­ной звез­дой», Дау­гав­пил­ский кра­е­вед­че­ский и худо­же­ствен­ный музей, г. Даугавпилс

Вит­раж «Вентс­пилс и мели­о­ра­ция», Дау­гав­пил­ский кра­е­вед­че­ский и худо­же­ствен­ный музей, г. Даугавпилс

Вит­раж «Рига», гим­на­зия г. Рига

Вит­раж «Музей», гим­на­зия г. Рига

Важ­ное откры­тие о место­на­хож­де­нии части вит­ра­жей ста­ло резуль­та­том рабо­ты иссле­до­ва­те­ля ВДНХ Дмит­рия Воро­бье­ва. Он про­ана­ли­зи­ро­вал архив­ные и биб­лио­гра­фи­че­ские источ­ни­ки и выяс­нил, что в ходе пере­про­фи­ли­ро­ва­ния пави­льо­на в 1960‑е годы, сопро­вож­дав­ше­го­ся сме­ной экс­по­зи­ции и гло­баль­ным изме­не­ни­ем обще­го оформ­ле­ния, вит­ра­жи не лик­ви­ди­ро­ва­ли, а демон­ти­ро­ва­ли и вывез­ли в Лат­вий­скую ССР. Имен­но на тер­ри­то­рии Лат­вии они и нахо­дят­ся по сей день.

В поис­ке место­на­хож­де­ния вит­ра­жей наря­ду с иссле­до­ва­те­лем при­ни­ма­ли актив­ное уча­стие латыш­ские спе­ци­а­ли­сты, искус­ство­ве­ды, работ­ни­ки музеев, а так­же род­ствен­ни­ки масте­ров, рабо­тав­ших в 1950‑х годах над созда­ни­ем ори­ги­наль­ных вит­ра­жей. Все при­част­ные люди отнес­лись к постав­лен­ной зада­че с боль­шим инте­ре­сом и доб­ро­же­ла­тель­но­стью, что и дало в ито­ге поло­жи­тель­ный результат.

Как уда­лось выяс­нить Воро­бье­ву в ходе поис­ков, четы­ре вит­ра­жа («Рига», «Музей», «Взмо­рье» и «Уни­вер­си­тет») были отправ­ле­ны в сто­ли­цу Лат­вии — Ригу. Впо­след­ствии, в 1987 году, в про­цес­се рестав­ра­ции рус­ско­языч­ные назва­ния сюже­тов были заме­не­ны над­пи­ся­ми на латыш­ском язы­ке. На сего­дняш­ний день пол­но­стью сохра­ни­лись цен­траль­ные сюже­ты в сбо­ре. Они береж­но забра­ны в коро­ба, под­све­че­ны и укра­ша­ют сте­ны биб­лио­те­ки одной из гим­на­зий Риги.

Еще пять вит­ра­жей Воро­бьев обна­ру­жил в Дау­гав­пилс­ском кра­е­вед­че­ском и худо­же­ствен­ном музее (г. Дау­гав­пилс, Лат­вия). Три вит­ра­жа рас­по­ло­же­ны в окон­ном про­еме на лест­нич­ной клет­ке и вели­ко­леп­но сохра­ни­лись (это вит­ра­жи с сюже­та­ми «Вентс­пилс», «Дау­гав­пилс» и «Мели­о­ра­ция»). Их внеш­ний вид дает пол­ное пред­став­ле­ние о худо­же­ствен­ном обра­зе и цве­то­вой палит­ре, о видах и гам­ме стек­ла, кото­рое было исполь­зо­ва­но, о спо­со­бе соеди­не­ния фраг­мен­тов и при­ме­нен­ных при этом мате­ри­а­лах. Так­же в окон­ном про­еме лест­нич­но­го мар­ша на чер­дак сохра­нил­ся вит­раж с сюже­том «Кул­ди­га». Часть боко­вых сте­кол со стан­дарт­ным орна­мен­таль­ным рисун­ком, к сожа­ле­нию, утра­че­на, но основ­ной сюжет сохра­нил­ся, и его состо­я­ние прак­ти­че­ски иде­аль­ное. Посколь­ку в оформ­ле­нии всех сюже­тов исполь­зо­ва­лись схо­жие типы обрам­ле­ний, кото­рые пол­но­стью сохра­ни­лись на дру­гих вит­ра­жах, то вос­со­зда­ние боко­вых сте­кол «Кул­ди­ги» не будет пред­став­лять ника­кой сложности.

Послед­ний вит­раж, нахо­дя­щий­ся в музее Дау­гав­пил­са, хра­нит­ся на чер­да­ке, это орна­мен­таль­ное пан­но с крас­ной звез­дой, изна­чаль­но рас­по­ла­гав­ше­е­ся над вхо­дом в пави­льон. Сохран­ность дан­но­го вит­ра­жа так­же очень хоро­шая, отсут­ству­ет лишь одно малень­кое стек­лыш­ко, и пока не най­де­на неболь­шая верх­няя ароч­ная часть.

Место­на­хож­де­ние осталь­ных вит­ра­жей на сего­дняш­ний день неиз­вест­но, но, воз­мож­но, в про­цес­се даль­ней­ших работ они так­же будут най­де­ны. При этом сле­ду­ет под­черк­нуть, что за счет най­ден­ных вит­ра­жей, а так­же име­ю­щих­ся фото­ма­те­ри­а­лов спе­ци­а­ли­сты смо­гут вос­со­здать все 17 вит­ра­жей — мето­ди­че­ски гра­мот­но и иде­аль­но при­бли­жен­но к оригиналам.

Пави­льон «Физи­ка» постро­ен в 1954 году по про­ек­ту кол­лек­ти­ва архи­тек­то­ров — А.Я. Айвар­са, В.И. Заки­са и К.Я. Плуксне. Он рас­по­ло­жен в самой глу­бине скве­ра При­бал­тий­ских рес­пуб­лик и зани­ма­ет цен­траль­ное место в его ком­по­зи­ции. Шест­на­дцать тема­ти­че­ских вит­ра­жей уста­нов­ле­ны по обе сто­ро­ны цен­траль­но­го вхо­да и обрам­ле­ны офак­ту­рен­ным бес­цвет­ным стек­лом. Орна­мен­таль­ный вит­раж со звез­дой рас­по­ло­жен над глав­ным вхо­дом. Вит­ра­жи были изго­тов­ле­ны по эски­зам риж­ских худож­ни­ков Э. Цес­ни­е­ка, Г. Вилк­са и А. Вил­кин­са. Тех­ни­че­ское же испол­не­ние было пору­че­но Я. Бине и Э. Вейланду.

Над­пи­си рас­кры­ва­ют сюже­ты вит­ра­жей: «Взмо­рье» — пей­заж Риж­ско­го взмо­рья, «Уни­вер­си­тет» — зда­ние Лат­вий­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та им. Пет­ра Стуч­ки, «Театр» — глав­ный фасад Госу­дар­ствен­но­го теат­ра опе­ры и бале­та в Риге, «Вентс­пилс» — ста­рин­ный город Лат­вий­ской ССР, неза­мер­за­ю­щий порт на Бал­тий­ском море, «Рига» — силу­эт сто­ли­цы рес­пуб­ли­ки на нача­ло 1950‑х годов, «Музей» — Госу­дар­ствен­ный музей латыш­ско­го и рус­ско­го искус­ства в Риге, «Кеме­ри» — город-курорт Лат­вий­ской ССР, зда­ние сана­то­рия, «Лие­пая» — пор­то­вый и про­мыш­лен­ный город на побе­ре­жье Бал­тий­ско­го моря, «Кул­ди­га» — один из древ­ней­ших горо­дов рес­пуб­ли­ки, «Кегум» — гид­ро­элек­тро­стан­ция вбли­зи Риги, «Цесис» — древ­ний город рес­пуб­ли­ки, «Дау­гав­пилс» — про­мыш­лен­ный город Лат­вий­ской ССР, «Елга­ва» — один из инду­стри­аль­ных цен­тров рес­пуб­ли­ки, «Мели­о­ра­ция», «Сов­хоз» и «Кол­хоз».

С 2017 года в пави­льоне №5 «Физи­ка» (быв­ший Лат­вий­ской ССР) про­дол­жа­ют­ся ремонт­но-рестав­ра­ци­он­ные рабо­ты. После рестав­ра­ции, кото­рая завер­шит­ся в 2021 году, здесь раз­ме­стит­ся Центр ком­плек­са город­ско­го хозяй­ства горо­да Москвы.

Ори­ги­нал пуб­ли­ка­ции нахо­дит­ся на сай­те сете­во­го СМИ artmoskovia.ru | Если вы чита­е­те её в дру­гом месте, не исклю­че­но, что её укра­ли.