В Нехорошей квартире номер 50 на Большой Садовой, 10 открывается выставка иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита» петербургского художника Андрея Харшака, выпускника Института графики, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Эти работы, большая часть которых подарена Музею М.А. Булгакова художником, показываются впервые.
Серия иллюстраций к роману «Мастер и Маргарита» Андрея Александровича Харшака (1950 г.р.) – один из ключевых и любимых самим художником проектов.
Прежде чем обратиться к уже ставшему популярным среди читателей роману Михаила Булгакова, Харшак проиллюстрировал ряд других произведений: повесть А. Грина «Алые паруса» (1977–1978), балладу Р. Стивенсона «Вересковый мед» (1980, перевод С. Маршака), роман А. Н. Толстого «Аэлита» (1985–1986) и другие. Однако именно роман «Мастер и Маргарита» стал первой книгой, которую художник выбрал сам, в отличие от предыдущих, выполненных на заказ.
Многолетняя работа над эскизами к роману Булгакова началась в 1987 году. Издательство «Карелия» в Петрозаводске предоставило художнику полный карт-бланш: все его затеи по макету книги, ее оформлению и трактовке образов главных героев были осуществлены. Издание с иллюстрациями автора было опубликовано в 1991 году.
Андрей Харшак работал с классическими вариантами офорта, а также многочисленными приемами, которые он называет «управлением случайностями».
При создании портретов героев он стремился к передаче внешних черт, к соответствию булгаковскому повествованию. При работе над обликом персонажа особое внимание художник уделял событиям в романе, разворачивающимся вокруг героя. Иллюстрации к «Мастеру и Маргарите» стали последней работой Андрея Харшака в технике офорта, после их создания он больше к ней не возвращался.
«…для меня было важно погрузиться в особую атмосферу, созданную писателем, вжиться в нее. И это касалось не только Москвы 20-х годов прошлого века, но и евангельских сюжетов, которые Булгаков серьезно трансформировал. Он ввел новых действующих лиц и очень напряженные диалоги, форма которых далека от канонического библейского повествования. Построение фраз в них обострено и, даже, конфликтно. Это тексты ХХ столетия, и графический язык иллюстраций должен этим текстам соответствовать», – рассказывает художник Андрей Харшак о работе над иллюстрациями.
Выставка завершит работу 4 июня 2023 года.
Андрей Харшак. Берегись трамвая
Андрей Харшак. Первая встреча Мастера и Маргариты
Андрей Харшак. Персональный автомобиль для Маргариты
Андрей Харшак. Утро Стёпы Лиходеева
Андрей Харшак. Берлиоз. Воланд. Поиск типажа
Андрей Харшак. Иван Бездомный увидевший Мастера
Андрей Харшак. Левий Матвей

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.