Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

Welcome to Liberty Case

We have a curated list of the most noteworthy news from all across the globe. With any subscription plan, you get access to exclusive articles that let you stay ahead of the curve.

РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойКино«Покоривший космос»: человек, который промаркировал Землю

«Покоривший космос»: человек, который промаркировал Землю

Большая премьера маленького фильма – так можно назвать показ в одном из павильонов ВДНХ полнометражной картины «Покоривший космос» о небольшом, но очень важном периоде в жизни Сергея Павловича Королёва. Фильм-то на самом деле большой, полнометражный, просто омские кинематографисты сняли его за маленькие деньги, но выглядит он, как крупное художественное произведение. Или как народный памятник.

Вы заметили, как много в последнее время разговоров о смыслах памятников? Началось, как всегда с политики, но потом перешли на личности. В России вообще отношение к памятникам особое. По негласным законам современной урбанистики город начинается с парка, а парк без скульптуры – просто прогулочная зона. Если в столицах нет дефицита в замечательных людях, которым полагается мемориал, то, чем дальше продвигаться вглубь России, тем страннее выглядит история нашей страны. Зачем насаждать памятники там, где это выглядит нелепо, а местами и вовсе кощунственно? И по какому принципу кто-то заслужил скульптуру на улице, а кто-то – нет?

Вот я, например, из Курска. Помимо обязательной Красной площади, в центре которой обязательно стоит сами знаете что и кому, есть Театральная площадь. Несколько десятков лет назад на ней установили памятник Пушкину. Я понимаю, что Александр Сергеевич – наше всё, но он не имеет никакого отношения к городу. Есть документально подтверждённые воспоминания о том, что великий поэт собирался посетить Курск, но проехал мимо, о чём сожалел, написав об этом в «Путешествии в Арзрум». А вот Гоголь был в центре «соловьиного края» и даже, говорят, именно там задумал своего «Ревизора», но удостоился лишь улицы своего имени.

Один из кинокритиков в одном из интервью назвал установку памятников «маркировкой». Мол, памятники великим русским и советским деятелям по всей стране маркируют города вместо топонимов: это российский город или здесь были мы. Не будем с ним спорить, но какой-то резон в этом есть. Почему в Курске нет памятника Малевичу, который прожил в городе восемь лет, венчался и растил детей? Нет памятников Даниилу Хармсу, Александру Введенскому, которые отбывали ссылку в Курске (Хармс даже написал несколько рассказов, посвящённые этим неприятным годам в его биографии). Эти люди «не марки»? Сколько курян вообще знают об этих фактах в истории города (и знают ли такие имена)? Единицы.

Получается, что градоначальники в массе своей ставят памятники лишь формально. Нет памятника Пушкину или Гагарину? Нехорошо, надо исправить. А если подойти к почитанию того или иного человека неформально – то это, получается, самодеятельность, инициатива у нас по-прежнему наказуема.

А есть город Омск, который поставлял во время Великой Отечественной войны технику, но о том, что это город – не менее герой, чем те, что стояли на линии фронта, вспомнили только три года назад и дали ему звание «Город трудовой доблести». В 1941 году в Омске были размещены не только заводы, но и закрытые конструкторские бюро, известные в народе как шарашки, там трудились такие изобретатели, как Андрей Туполев, Лев Термен, Сергей Королёв. Несмотря на то, что материалы о таких шарашках были долгое время засекречены (на то они и «закрытые КБ»), омичи знали и знают об этой истории, но в России сей факт до сих пор неизвестен, и это вызывает у жителей Омска горькую обиду.

Тогда местные журналисты решили взять всё в свои руки, проявить «самодеятельность» и напомнить Родине, чем Россия обязана Омску. Раз памятники великим авиаконструкторам и изобретателям «не марки», то была выбрана другая, более понятная для современного человека форма памятника – кинофильм. Журналист Светлана Лазарева после тщательного изучения периода, когда Королёв трудился в Омске, сняла документальный фильм о неизвестной главе в истории страны и биографии советского учёного. На его основе был написан сценарий художественного фильма, но, как показывает практика, кинематограф – один из самых дорогих видов искусства. Хорошо, когда государство это понимает, и когда была подана заявка на кино о жизни Королёва, были выделены средства из Фонда Президентских грантов и отправлены в Омск. Деньги небольшие, но начало положено.

И вы представляете, на этот грант не стали строить ни мемориал, ни устанавливать памятную доску, ни ещё что-то формальное и обычное. Удивительно, но полученные средства пошли на то, на что они и были предназначены, — на кино! Так появился фильм «Покоривший космос» режиссёра Андрея Кириллова и сценариста Светланы Лазаревой – не первый байопик о Сергее Павловиче, но совершенно точно первый полнометражный художественный фильм, целиком посвящённый жизни гениального изобретателя в Омске.

«Покоривший космос» построен не как обычный биографический фильм. Его сценарий не представляет себе привычную формулу: родился мальчик, вырос, сделал что-то великое, конец фильма. Повествование начинается с того, что в начале 60-х какой-то взрослый гражданин с портфелем в кожаном пальто приезжает в Омск, заходит в какой-то пустой кабинет, оглядывается и произносит внутренний монолог-воспоминание. Он воскрешает в памяти события осени 1941 года, когда прибыл в город, чтобы трудиться вместе с такими же, как он, над созданием лучших советских самолётов.

О том, что этот гражданин с портфелем – великий авиаконструктор, один из создателей ракетно-космической техники Сергей Павлович Королёв, неподготовленный зритель узнаёт только спустя 20-30 минут от начала фильма. На перекличке зэков, отправляющихся на валку деревьев, грозный начальник неправильно произносит фамилию «Каралев», на что получает уточнение от одного из стоящих передним заключённых «Королёв, а не Каралев».

Драматургия фильма, как и драма самого изобретателя, заключается в том, что никто не знал, кто такой Сергей Павлович Королёв – его имя было для многих секретом. В своих мыслях он иронично называет себя «поручиком Киже», для других он «товарищ главный конструктор». Как горько замечает главный герой, о том, кто он такой на самом деле, люди узнают впервые из некролога. Так и случилось, его имя было впервые напечатано в одной из газет в маленькой заметке о смерти некоего Сергея Королёва, создателя космической ракеты.

В 41-м его друг и старший наставник в Омске, Василич, знал, что Серёжа мечтает о создании ракеты, которая улетит в стратосферу. Спустя 20 лет постаревший Василич при встрече с уже взрослым изобретателем с досадой говорит, что кто-то опередил Королёва с его мечтой и запустил-таки ракету в космос. Он не знает, что этот кто-то – и есть тот самый Серёжа. Время было такое: мечтать можно, говорить нельзя. В этом и заключается светлая печаль фильма.

Сама картина, конечно, не идеальна. Большая часть фильма состоит из разговоров и споров учёных то в кабинетах, то на заводе, может ли полететь вертикально стоящая палка, как улучшить самолёты и облегчить условия труда рабочих. Омские сценаристы – не Соркин и не Тарантино, диалоги в стиле «Серёжа, тебе не надо идти на фронт, фронт нынче здесь, в цехах» театральны. Понятно, что так люди не говорят и не ходят, выстраивая сценические мизансцены, но в этом фильме правила условны. Отсюда некая наивная уверенность создателей киноленты в том, что именно так разговаривают учёные, так они двигаются, так выражают эмоции. И это всё же лучше, чем сериалы на канале «Домашний».

Чтобы зритель не заснул, в ленту интегрирована детективная история с диверсантами и шпионами на заводе. Она на самом деле была в одном из омских заводов во время войны, не там и не тогда, но ради «оживляжа», по словам создателей, эти два параллельных сюжета было решено объединить. Так в фильме появляются карикатурные вредители, как в фильме «Место встречи изменить нельзя», коварные энкавэдэшники и шпионы, обсуждающие свои подлые планы прямо у поезда на улице («твоя легенда в этом чемодане»).

В этой лубочности и есть прелесть фильма. Энтузиазм, с которым работали его создатели, бесценен. Уже не забыт трудовой подвиг работников тыла, уже названо настоящее имя «товарища главного конструктора», уже зафиксирована на целлулоиде работа тех, кто победил тогда, и труд тех, кто за мизерные копейки (а кто и бесплатно) не спал ночами на монтаже, своими руками шил костюмы, приносил из дома артефакты того времени. Вот это и есть настоящий народный памятник, а не та маркировка, которую ставят градоначальники, просто чтобы была.

Родион ЧЕМОНИН

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru