Самарский академический театр оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича готовится к самой амбициозной премьере в своей новейшей истории. Постановка приурочена к 90-летию со дня рождения композитора.
Опера «Мастер и Маргарита» Сергея Слонимского целиком в России никогда не ставилась. Более того, она была запрещена сразу же после первого исполнения в 1972 году. Позднее опера несколько раз исполнялась за рубежом. И только в 2012 году, спустя 40 лет со дня премьеры, в Михайловском театре был исполнен первый акт из оперы в концертном варианте.
Сам композитор Сергей Слонимский говорил: «Я видел «Мастера и Маргариту» как оперу абсурда, в том смысле, как у Хармса или Беккета: не бессмыслицу, а действие, где реалистически достоверная последовательность событий необязательна, где времена могут смешиваться. Например, одновременно – Голгофа и уничтожение критиками Мастера. Иногда действие может разворачиваться от обратного, от эпилога. Так, эпилог перемещается в начало: Пилат после казни Иешуа умоляет, чтобы ему сказали, что казни не было, что она ему только привиделась».
Либретто по одноименному роману Михаила Булгакова написано Юрием Димитриным и Виталием Фиалковским. Основные сюжетные линии перенесены в партитуру Слонимского, включая грандиозный бал у сатаны.
Несмотря на то, что опера рассчитана на камерный оркестр, на сцену выйдет почти вся труппа театра. Вес декораций считается в центнерах, размер в десятках метров, каждый костюм – отдельное произведение искусства, мистический видеоконтент готовит Digital Opera Saint-Petersburg. Над постановкой работают художник-постановщик Сергей Новиков, художник по свету Ирина Вторникова, балетмейстер-постановщик Надежда Калинина.
Режиссером спектакля выступает народный артист России, лауреат премий «Золотая маска» и «Золотой софит» Юрий Александров: «Переходы и состояния – главный принцип этого спектакля. Тут есть и видеоряд, который все время сочетается с происходящим, звуковые эффекты... Здесь очень сложный коктейль звуков, смыслов, состояний, перемещений...».
Дирижером-постановщиком спектакля станет художественный руководитель и главный дирижер театра Евгений Хохлов: «Хотелось восстановить справедливость и вернуть это грандиозное произведение на оперную сцену. Во многом это была идея Светланы Петровны Хумарьян, которая открыла Сергея Слонимского для нашего города, дружила с ним до последних его дней. Вдова композитора Раиса Николаевна, с которой мы много обсуждали предстоящую постановку, говорила, что Сергей Михайлович в «Мастере и Маргарите» фактически изобрел самобытный музыкальный язык для вокалистов и сольных инструментов».
Связь Сергея Слонимского с самарской сценой очень велика – он поставил здесь не одно свое произведение. Мировая премьера оперы «Видения Иоанна Грозного» в постановке Роберта Стуруа в 1998 году также состоялась на самарской сцене. За дирижерским пультом тогда стоял Мстислав Ростропович.

Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.