РАСПРОДАЖА

Новое на сайте

ДомойЭтот прекрасный мирПремия The Art Newspaper Russia объявила лауреатов

Премия The Art Newspaper Russia объявила лауреатов

16 марта 2021 года состоялась церемония вручения IX Ежегодной премии TheArtNewspaperRussia — в Манеже были объявлены лауреаты в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года» и «Личный вклад» за 2020 год. Ежегодная премия The Art Newspaper Russia — одно из самых ожидаемых событий в мире искусства, знак признательности за выдающиеся достижения в этой области.

Наградой отмечаются самые значимые события прошедшего года в сфере искусства в России, научные исследования, деятельность по сохранению культурного наследия страны, а также вклад меценатов в развитие искусства. Выбор лауреатов определяется как успехом у широкой публики, так и резонансом в профессиональном сообществе. Приз — скульптура работы российского художника Сергея Шеховцова в виде перекрещивающихся Биг-Бена и Спасской башни Московского Кремля, а также посвященный лауреату перформанс.

Церемонию открыли издатель газеты и учредитель Премии The Art Newspaper Russia Инна Баженова, главный редактор газеты The ArtNewspaper Russia Милена Орлова и директор Департамента культуры г. Москвы Александр Кибовский. Лауреатами премии стали:

«МУЗЕЙ ГОДА» — Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург). Директор музея – Павел Пригара

За умение делать зрелищные выставочные хиты, привлекающие публику исмелыми концепциями, исовременным экспозиционным дизайном

Большая ретроспектива группы AES+F, выставка-соревнование «Дейнека / Самохвалов», грандиозная «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России», смотр фотоагентства Magnum, громкая «Немосква не за горами», первая в России выставка выдающегося корейского скульптора и мастера перформанса Ли Бул — проекты-хиты последних двух лет приучили публику к тому, что каждое очередное событие в Центральном выставочном зале «Манеж» обязательно к посещению. За последние пять лет «Манеж» сформировал сильную команду, способную реализовать самые смелые идеи, стал желанным партнером для арт-кураторов мирового уровня и сформировал отношения с музеями России, что позволило получать произведения на выставки практически из любой точки страны.

«Для меня очень важна наша идея устремленности в будущее, стремление вести диалог с будущим, для будущего и о будущем. Даже если мы делаем ретроспективные проекты, которые, казалось бы, о прошлом, мы ищем в них новые смыслы, которые важны для настоящего и составляют своеобразный диалог с будущим. Поэтому мы отмечаем, что в 2020 году у нас была большая молодежная аудитория, которая остается для нас очень важной как самая открытая к диалогу», – говорит директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара.

«ВЫСТАВКА ГОДА» — «»Мы храним наши белые сны». Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969» (Музей современного искусства «Гараж», Москва)

За реабилитацию и исследование феноменов отечественной художественной культуры ХХ века, связанных с эзотерическим знанием

Юношеское стихотворение Андрея Белого, строка из которого вынесена в заглавие выставки, наполнено предчувствием бурь, катаклизмов и «последней борьбы мировой». Все это действительно вскоре грянуло, вот только в реальности мало совпадало с прозрениями символистов. Советская власть безжалостно искореняла любые проявления мистического сознания и боролась с его носителями. Выставка в «Гараже» — результат двухлетнего исследования. Последователи Рудольфа Штейнера придавали большое значение художественным практикам, и в экспозиции, наряду с рукописями и документами, встречались еще и образцы эзотерической живописи, графики, скульптуры, а также визуальные материалы, связанные с эвритмическим танцем. Впрочем, кураторы выставки трактовали тему «тайных знаний» и «сверхчувственных практик» гораздо шире одной лишь антропософии. Отсюда возникают и «другой Восток», то есть Средняя Азия как прибежище особой эстетики, и «русский космизм», и еще целый ряд феноменов, коренящихся в мистическом мировосприятии.

«Мы с моим коллегой Андреем Мизиано и с нашей исследовательской группой пустились в своего рода путешествие, длившееся больше двух лет. Постепенно определились основные треки исследования, а дальше уже информация порой находила нас сама. Это были не самые очевидные или известные истории в русском искусстве, поэтому метод исследования часто напоминал ковровую бомбардировку, особенно на начальном этапе: мы написали огромное количество запросов во множество самых разных институций», – говорит главный куратор Музея современного искусства «Гараж» Екатерина Иноземцева.

«ЛИЧНЫЙ ВКЛАД» — Анатолий и Ирина Седых, основатели фестиваля современной городской культуры «Арт-овраг» в городе Выкса Нижегородской области

За превращение регионального промышленного центра в столицу современного паблик-арта

Анатолий и Ирина Седых десять лет назад,чтобы отвлечь местных подростков от дурных привычек, основали первый фестиваль городской культуры, получивший название «Арт-овраг»; впоследствии фестиваль изменил облик промышленного моногорода. Выкса в Нижегородской области осенью 2020 года стала местом художественного события мирового калибра: туда из Парижа приехал Эрик Булатов, классик современного искусства, чтобы создать самое большое в своей жизни произведение—гигантскую роспись «Стой—иди. Амбар в Нормандии» площадью 2,5 тыс. кв.м. Она заняла внешнюю стену одного из цехов Выксунского металлургического завода, входящего в корпорацию АО «ОМК». И стала третьим монументальным экспонатом Индустриального стрит-арт-парка — специально созданных для завода муралов-фресок современных звезд. Сегодня Выкса — одна из столиц российского паблик-арта. Благодаря ежегодному фестивалю здесь появилась сотня эффектных арт-объектов от первых имен стрит-арта, таких как Алексей Лука (Luka), Миша Мост (Most), Женя Оззик (0331с), Слава ПТРК, Тимофей Радя. Это и муралы, и картины-граффити на торцах панельных домов, скульптуры и павильоны в облагороженном парке, арт-дворы и площадки для скейта. В городе обустроена модная набережная. Редкий жанр индустриального искусства куется в синтетических перформансах, как «Страсти по Мартену», получившие премию «Инновация». Вслед за Эриком Булатовым в Выксу планируется приглашать и других знаменитостей — благо цехов на заводе хватает.

«Нам этот случай дал важную обратную связь. Значит, то, что мы делаем все эти годы, важно для жителей; значит, и они сами изменились за это время, они сами готовы влиять на то, что происходит в их городе, принимать решения. Опять-таки я наблюдаю, насколько больше людей приходит в нашу арт-резиденцию сейчас, чем три года назад, насколько активнее участвует в мастер-классах, которые проводят художники. Мы надеемся, что и дальше будем двигаться вперед и развиваться. Мне действительно важно то, что жизнь людей меняется, трансформируется городская среда, появляется все больше сопричастных этому», – рассказала председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие», инициатор проведения фестиваля «Арт-овраг» Ирина Седых.

«КНИГА ГОДА» — Наталия Семенова с серией книг о коллекционерах: «Сага о Щукиных. Собиратели шедевров», «Братья Морозовы. Коллекционеры, которые не торгуются?», «Илья Остроухов. Гениальный дилетант» («Слово»/Slovo, 2019–2020)

За многолетний труд по возвращению в историю имен и заслуг великих коллекционеров дореволюционной России и их популяризацию за рубежом

Трилогия издательства «Слово» — это беллетризованные биографии московских коллекционеров Сергея Щукина, Ивана и Михаила Морозовых, Ильи Остроухова. Они уже не раз становились главными героями книг Наталии Семеновой, но каждая очередная версия их биографий дополнена новыми сведениями, найденными в российских и зарубежных архивах, в мемуарах современников и газетах прошлого века. В книгах серии описаны характеры своеобразных, незаурядных, не похожих друг на друга людей, хотя все они принадлежали к московским купеческим семейным кланам и были великими коллекционерами. Поэтому и книги о них написаны хотя и по общему плану, но отличаются по стилю и интонации. Книги Семеновой о Щукине и Морозове переведены на английский, французский, итальянский языки, а о Щукине еще и на румынский и китайский. Она также вошла в список лучших изданий по искусству 2020 года газеты Financial Times.

«Когда ни о какой частной собственности на произведения искусства у нас не могло быть и речи, я писала о коллекционерах довольно абстрактно. А после перестройки, когда появились современные коллекционеры, с которыми я общалась, мне стало понятно, что у них абсолютно тот же психотип, что у Щукина и Морозова. И тогда я уже начала писать о своих героях как о живых людях с их страстями и слабостями», – рассказала историк искусства Наталья Семенова.

«РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА» — Северный речной вокзал (Москва)

За феноменально быстрое и бережное восстановление выдающегося архитектурного ансамбля и возвращение ему прежних функций

Речной вокзал—выдающийся памятник сталинского ампира. Здание было завершающим аккордом проекта десятилетия—канала Москва—Волга. Все постсоветское время оно медленно разрушалось, пока в 2017 году не было передано на баланс ГУП «Мосгортранс», а окружающий парк—столичному департаменту капитального ремонта. Полностью, в первозданной красоте и сложности, восстановили 150-метровое, напоминающее дебаркадер здание с трехъярусными открытыми галереями по фасаду и парадной лестницей, спускающейся к реке. Внутри отреставрировали стены из оселкового мрамора, мозаичные полы, живописные плафоны, бронзовые люстры, фантазийные капители с серпами и якорями. Привели в порядок монументальную скульптуру (работы Ромуальда Иодко), расписные майоликовые панно (автор Наталья Данько), фонтаны «Полярный» и «Черноморский» (скульпторы Лев Кардашов и Иван Ефимов), часы с курантами и подвижный 27-метровый шпиль, увенчанный позолоченной, в самоцветах, звездой. Поменяли инженерные сети, канализацию, в парке убрали сухостой, благоустроили 1,5 км набережной, открыли павильоны с кафе, капитально отремонтировали 17 причалов.

«На Речном вокзале мы увеличили число высококвалифицированных реставраторов до 400, они составляли почти половину задействованного на стройке персонала. Наш отдел кадров искал мастеров по всей стране — от Санкт-Петербурга и Суздаля до Крыма. На объекте, без преувеличения, трудились люди со всей России», – комментирует генеральный директор компании «Артстройтехнология» Александр Ушаков.

Новое в рубрике

Рейтинг@Mail.ru